Лекция 1

Основные обязанности в исламе не случайно называются столпами веры – ислам уделяет приоритетное внимание прежде всего не правильности толкования догматов, а правильности и систематичности соблюдения религиозных обрядовых действий.

1. Исповедание веры (шахада) – устное произнесение священной формулы ислама

2. Молитва (салят, намаз) – перед началом молитвы – омовение, встать в сторону Мекки, полный поклон. Пять обязательных молитв: перед восходом солнца, в полдень, перед заходом, между заходом солнца и сумерками, между сумерками и ночью. Во время молитвы нужно встать лицом в сторону Мекки. В пятницу – особо торжественные молитвы. Простейшая молитва в исламе состоит всего из двух слов. Сейчас во многих городах (в т.ч. и в Сургуте) мусульмане через мечеть могут заказать специальную услугу – сигнал к молитве на сотовый телефон.

3. Пост (ураза) – в месяц Рамадан, 30 дней нельзя ни есть, ни пить (до захода солнца), нельзя вести супружескую жизнь, употреблять духи, принимать ванну, думать о грешных наслаждениях. От поста освобождаются больные, дети, беременные и т.д.

4. Милостыня (закят) – раз в год мусульманин обязан отдать 1/40 часть своего имущества на помощь нуждающимся. В средневековую эпоху закят собирался как налог

5. Паломничество в Мекку (хадж) – мусульманин должен совершить хадж хотя бы раз в жизни, если позволяет здоровье и есть честно заработанные деньги для этого. Кульминация хаджа – семикратное обхождение Каабы, совершается также обряд побивания камнями столба Шайтана.

6. Священная война (джихад) – выделяется «джихад сердца» - борьба с шайтаном в своей душе, джихад с оружием в руках объявляется высшим мусульманским духовенством только в том случае, если есть прямая угроза исламу, во время джихада категорически запрещено убивать мирных жителей (убийство хотя бы одного мирного жителя приравнивается к убийству целого мира).

Установления, не вошедшие в число основных – обрезание, запрет употреблять свинину, не пить вина, благословление брака муллой (разрешено многоженство, мужчина может иметь до 4 жен, если в состоянии их содержать), развод, инициатором которого может стать как мужчина, так и женщина (дети остаются с матерью). Нарушение этих установлений считается меньшим грехом, нежели нарушение столпов веры.

Отношение к «людям писания» («людям Книги») в исламе (христиане, иудеи, иногда к ним еще добавляют зороастрийцев): в исламе считается, что они исказили послание Аллаха – Библия и Танах считаются «поврежденными текстами» - согласно мусульманскому вероучению, всем пророкам возвещалось исламское вероучение, но оно искажалось, но преследовать «людей писания» за это нельзя, в исламе считается, что это тоже промысел Аллаха («если бы Аллах захотел, он бы сделал нас людьми одной веры, но он сделал нас людьми трех вер, чтобы мы соревновались в делании добрых дел», «никакого принуждения в религии» Мухаммед). Десять заповедей Моисеевых в исламе почитаются как же как и в иудаизме, и в христианстве, Пропаганда именно этих заповедей вызвала сильные протесты среди мекканцев-язычников – для них традиционной доблестью было грабить и убивать жителей соседних племен и просить на это благословления языческих богов.

По отношению к данным религиям ислам достаточно толерантен. А все остальные религии с точки зрения ислама вообще не должны существовать – их представителей нужно или обратить в ислам или уничтожить (отношение к атеистам, конечно же, точно такое же).

По отношению к отступникам от веры в Аллаха ислам также бескомпоромисен – отступники от ислама по законам шариата должны быть казнены. Правда, в реальности такая норма соблюдалась далеко не всегда (хотя в Османской империи, например, отступников от ислама казнили вплоть до середины ХIХ в.).

Основные течения (конфессии) в исламе:

Суннизм – большинство в исламе, признают Сунну, законными наследниками Мухаммеда считают первых четырех праведных имамов (Абу Бекр, Омар, Осман, Али Абу Талиб), выбранных из рода хашимитов общиной-уммой. Суннитское богословие – в целом более строгое и рационалистическое. Политическая традиция суннизма связана с такой формой правления, как теократический халифат. Власть халифа мыслилась как очень сильная - он стал пониматься как «тень Аллаха на земле» (хотя в Х-начале ХVI вв. он был номинальным религиозным правителем).

Шиизм – («шииты» - «присоединившиеся»), законным наследником Мухаммеда считают его зятя Али, так как он ближайший наследник по кровно-родственному принципу. Вместо Сунны они создали Ахбары (Хабары). Шиизм в целом более плюралистичен. В шиитском мире можно выбирать себе толкователя учения – аятоллу, аятоллы часто высказывают противоречащие друг другу положения. Правители в шиизме считаются заместителями 12 скрытого имама Махди (Х в. – выехал на осле из Багдада и пропал, шииты верят, что Аллах забрал его на небо, он смотрит оттуда за поведением людей, вернется в День страшного суда). В шиизме допускается временный брак (его продолжительность – от 1 часа). Аналог Сунны в шиизме – Ахбары. К 116 сурам Корана шииты добавили апокрифическую суру-обращение Аллаха к Мухаммеду: «если бы не ты, я не создал бы Небес, но если бы не Али, я не создал бы Тебя»

Шииты преобладают в Иране, Ираке, Йемене, Азербайджане, все остальные мусульманские страны – суннитские. В целом в мире около 70% мусульман – сунниты. Около 20% - шииты, остальные 10% секты (исмаилиты, хариджиты, алавиты и т.д.)

Суфизм – аналог монашества в исламе, суфии (дервиши) есть и в суннизме, и в шиизме. Цель суфизма – мистическое постижение Аллаха, много внимание уделяется экстатическому состоянию, любви, суфии должны были все время путешествовать, а не жить в постоянных обителях, суфизм всегда подпитывал исламскую любовную поэзию.

Важную роль в понимании исламского вероучения играют различные толки – мазхабы.

III. Основные этапы истории исламского мира в середине VII-ХХI вв.Завоевательные походы мусульман предпринимались еще при жизни Мухаммеда, но при нем особых успехов не было, мусульманская армия не выходила за границы Аравийского полуострова (629 г. – битва на южных границах Византии, к югу от Мертвого моря, мусульмане были отброшены арабами-христианами).

В это время Византия ведет затяжную войну с Персидской империей, отбивает назад Крест Господень. Мусульман всерьез не воспринимают.

632-634 гг. – после смерти Мухаммеда халифом избран его сподвижник и родственник, престарелый Абу-Бекр, при нем выдвигается талантливый военначальник Халид-аль-Валид. Успехам мусульман способствовала этническая близость арабов Ближнего Востока, националистическая политика Византии (насаждали греческий язык). Война с Персией обескоровила Византию. Император Ираклий в 632-34 гг. с огромным трудом отбивает натиск мусульман (в последний раз). Далее наступает конец тысячелетней эры доминирования европейской (греко-эллинской) культуры на Ближнем Востоке и в Египте (от Александра Македонского до халифата). 634 г. – смерть Абу-Бекра.

634-644 гг. – халиф Омар – очень властный, при нем мусульмане захватывают Дамаск и Иерусалим. Многие города сдаются почти без боя. Далее так же легко пали Египет (639-42 гг.) и Персия (642 г). Под контролем халифата оказались очень многолюдные территории. Арабы ненавидели греков-угнетателей, монофизиты мстили за гонения Византии (в Египете незадолго до этого византийцы заподозрили коптов в измене, проводились жестокие репрессии, многим отрубали руки). В первое время существования халифата соблюдалась твердая веротерпимость, это усиливало симпатии местного населения к мусульманам. 644 г. – Омар был убит персидским рабом.

644-656 гг. – халиф Осман – престарелый, жесткий правитель. Недовольные им группируются вокруг зятя Мухаммеда Али. При нем была завершена кодификация Корана, был составлен канонический письменный вариант Корана. Убит недовольными мусульманами.

656 г. – халиф Али Абу Талиб – зять Мухаммеда, муж Фатимы. В суннитской традиции на нем заканчивается эпоха четырех праведных имамов (шииты первых трех халифов считают неправедными). В это время халифат уже раздирают многочисленные противоречия: между разбогатевшей верхушкой и рядовыми кочевниками, клановые противоречия (клан Омейядов был самым влиятельным в Аравии в доисламскую эпоху, он санкционировал принятие ислама, чтобы получить контроль над всей объединенной территорией и теперь старался окончательно прибрать власть к своим рукам, Омейяды уже заняли к этому времени ключевые позиции в армии и торговой сфере, они оттесняют на второй план оставшихся сподвижников Мухаммеда – Омейяды были курейшитами, но не принадлежали к роду хашимитов), шла также традиционная вражда северных и южных аравийских племенных союзов – кайситов и калбитов.

Кроме того, уже вызревает религиозный раскол на суннитов и шиитов. Догматических разногласий между ними не было, спор идет о преемниках Мухаммеда, о механизме передачи власти: сунниты – за выборность имамов уммой (из представителей рода хашимитов), шииты – по наследству.

При правлении Али идет гражданская война. Выдвигаются целых 4 претендента на власть, все ссылаются на Коран, их поддерживают определенные кланы.

656 г. – «верблюжье» сражениевойск Али против Тальха и Ибн ад-Зубейра. На сторону противников Али перешла бывшая любимая жена Мухаммеда Айша, она вдохновляла их с Верблюжьей горы. Оба претендента были убиты в данной битве, Айша взята в почетный плен, потом отпущена.

657 г. – битва на р.Евфрат между Али и главой рода Омейядов Муавией – длится двое суток, побеждал Али, но в этот момент воины Муавии одели на копья листы Корана, войско Али остановилось, стали раздаваться голоса о необходимости решать вопрос о власти мирно, через третейский суд. Али склонился к этому. В его лагере происходит раскол – воинственная группа непримиримых (12 тыс. чел.) посчитала его предателем и покинула лагерь, так появились хариджиты – позже они заявляют о том, что халифом может быть любой мусульманин, даже негр, в настоящее время одна из их модификаций преобладает в Омане. Третейский суд ничего не решил. 661 г. – хариджит убивает Али. Власть захватывает Муавия, наступает эпоха халифата Омейядов (661-750 гг.).Территория халифата раскинулась от Испании до Средней Азии. Исламский мир переживает невиданный расцвет науки, культуры и искусства. Арабские философы переводят Аристотеля, мощное развитие математики (алгебра – арабское слово), медицины, механики, впоследствии историки будут находить среди документов эпохи халифата даже проекты летательных аппаратов. Самым знаменитым центром образования становится университет аль-Азхар в Египте.

Омейяды поддерживают суннитов. Сыновья Али Хасан и Хусейн пытаются продолжить борьбу, постоянно поднимают восстания, но они были мизерными.

680 г. – гибель Хусейна у г.Кербелла – его крохотное войско было разбито, его в очередной раз должны были взять в почетный лен, но видимо по недосмотру убили. В память об этом событии у шиитов отмечается пост мученика Хусейна шахсей-вахсей – происходит самобичевание.

Омейяды переносят столицу халифата в Дамаск. Многие Омейяды проявили себя как крайне неблагочестивые мусульмане (в 683 г. во время междоусобицы Омейяды бомбардируют Каабу из баллистических орудий, после чего поджигают культовый комплекс, в результате черный камень треснул и раскололся на 4 части, халиф Валид (734-44) якобы даже использовал Коран в виде мишени).

750 г. – Омейяды свергнуты, утверждается династия Аббасидов (750-1258), но халифат существует уже только формально, реально – феодальная раздробленность. Аббасиды переносят столицу в Багдад. Захватывают власть, опираясь на шиитов, но последние надеялись на возрождение династии Али, потом решили, что их обманули. После этого шииты стали врагами Аббасидов, сунниты наоборот признали их власть. С середины Х в. персидские правители лишают халифов-аббасидов светской власти, халифы остаются только духовными вождями мусульманского (суннитского) мира.

Середина ХIII в. – окончательны распад халифата, потомки Аббасидов сохраняют духовную власть только в мамлюкском Египте.

1517 г. – турецкий султан вывозит халифа из Египта в Турцию, после его смерти присваивает титул себе. 1517-1924 гг. – титулом халифа владеют турецкие султаны.

В главный центр шиитского мира в эпоху Средневековья оформляется Персидская империя.

ХVIII в. – в Аравии возникает ваххабизм – радикальный вариант ислама, поклонение Каабе они считают остатками язычества, угрожают уничтожить Черный камень, толкование шариата как норм прямого действия, джихад как война против всех немусульман. Позднее ваххабизм стал менее радикальным, но все равно идет спор – что такое современный ваххабизм? Многие полагают, что это ересь. В ХХ в. он утверждается в качестве государственной идеологии в Саудовской Аравии, сейчас это государство обладает триллионами нефтедолларов, старается насадить ваххабистское толкование ислама повсюду (ваххабизм в Чечне)

Конец ХIХ в. – процесс модернизации ислама, египетский богослов Джемаль-ад-дин аль-Афгани и его соратник муфтий Мухаммад Абдо создают концепцию панисламизма – стремление к единству под эгидой халифа всех мусульманских стран, очищение ислама от поздних наслоений, перенесение центра тяжести из политико-экономической сферы в религиозную сферу (борьба с колонизаторами вредна, у них нужно учиться технологиям и культуре). Султан Абдул-Хамид II сделал панисламизм официальной доктриной империи.

Абдо по-новому интерпретировал многие исламские идеи: написал фетву-разрешение носить европейский костюм, доказывал, что запрет на взимание ростовщического процента не относится к банкам, джины – микроорганизмы, запрет на человеческие изображения действовал только в эпоху борьбы с язычеством, когда была угроза поклонения идолам, сейчас он уже не актуален, обязанность каждого мусульманина – изучать две священные книги, данные Аллахом – Коран и природу и т.д.

1921 г. – Мустафа Кемаль Ататюрк свергает султана, вводит в Турции республику.

1924 г. – бывший султан лишается титула халифа. В суннитском мире возникает проблема религиозного лидера. Она не решена до сих пор.

1924 г. – шериф Мекки Хусейн провозгласил себя халифом, Англия заставила его отказаться.

1924 г. - лидер ваххабитов ибн-Сауд подвел войска к Мекке, готовится провозгласить себя халифом. Англия заставила его отступить.

1926 г. – Англия санкционирует созыв Всемирного халифатского конгресса. Планировалось провозгласить на нем халифом египетского короля Фуада, но мусульманские лидеры объявили бойкот.

20-70-е гг. – в мусульманском мире идет волна секуляризации. Пример для подражания – кемалийские реформы в Турции: запрещено ношение паранжи, отделение ислама от школ, секуляризация вакфов, светский брак, переход на латинский алфавит (в результате молодое поколение оказалось полностью оторванным от всего письменного наследия прошлого) и т.д. Такие же реформы идут в это время в Иране при Реза-шахе Пехлеви.

С 70-х гг. в исламском мире идет волна клерикализации – началось с Исламской революции в Иране1978-79 гг. под руководством аятоллы Хомейни.Закон об обязательности ношения паранжи. Галстук объявлен «порождением шайтана». Над всеми органами власти в Иране поставлен факих – духовный лидер, он может отменить любой закон, противоречащий нормам ислама. Многие аятоллы обвиняли Хомейни в ереси. Особенное возмущение вызвали «ключики Хомейни» - во время ирано-иракской войны 1980-88 гг. Хомейни лично вручал 14-15 летним подросткам пластмассовые ключики, получив которые, они должны были идти впереди иранских войск и своими телами разминировать минные поля – Хомейни заявлял, что это «ключики от мусульманского рая». Но противники Хомейни часто исчезали или загадочно умирали.

8 марта 1979 г. – Международный женский день, Хомейни издает закон об обязательности ношения паранжи. 10-тыс. женщин вышли на демонстрацию протеста с открытыми лицами, в ярком макияже, Хомейни бросает против них 10-тыс. мужчин, вооруженных банками с серной кислотой, они плескали кислоту в лица женщин, после чего насиловали их (по мусульманским канонам, изнасилованная женщина не попадает в рай).

После иранской революции по всему исламскому миру прокатилась волна исламского фундаментализма (Судан, Алжир, движение талибов в Афганистане, попытка исламской революции в Таджикистане в 1993 г., закончившаяся гибелью 100 тыс. чел., события 11 сентября 2001 г. в США и т.д.). Фундаменталисты трактуют джихад как войну без всяких ограничений (допустимы терракты, смертники, убийства мирных жителей). Большинство крупнейших исламских богословов квалифицируют исламский фундаментализм как ересь, проклинают террористов и смертников, как людей, идущих, согласно нормальному исламскому вероучению, прямиком в ад, однако многие представители исламской молодежи их не слушают. Получается, что искаженный образ исламастановится характерной чертой того мира, который на протяжении многих веков был исламским.

Однако далеко не все исламистские силы являются фундаменталистскими. Например, в Турции большинство в парламенте имеют умеренные исламисты. Усилившие свое влияние в Египте «Братья мусульмане» - также умеренные исламисты. Ваххабизм, как считают многие специалисты, - это одна из разновидностей исламского фундаментализма.

Крупнейшие мусульманские страны – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Марокко, Тунис, Турция, Алжир, Ливия, Египет, Афганистан, Азербайджан, Албания, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Первые пять стран – самые крупные по населению мусульманские страны мира.

Являются ли крупнейшие по населению мусульманские страны самыми влиятельными в исламском мире?

IV. Ислам в России. В ХV в. на территории Московского государства появляется автономное Касимовское ханство – сюда принимали мусульманских воинов, желающих служить московским князьям, им разрешено построить мечеть, не допускались гонения на религиозной почве.

ХVI в. – в состав российского государства включены территории с компактным проживанием мусульман – Казанское ханство, башкирские земли, Астраханское ханство, Ногайская Орда, затем – Сибирское татарское ханство. Иван Грозный пытался принудительно крестить татар, но это вызвало восстание в 1556 г., вскоре от этой идеи он отказался.

1612 г. – мусульмане активно участвуют в освобождении Москвы от поляков.

Православное миссионерство среди татар и башкир шло очень вяло, начиная с Елизаветы вообще почти пресеклось, Екатерина II объявляет о веротерпимости в отношении мусульман. Позже татарским мусульманским миссионерам даже позволили довершить исламизацию полуязыческого горского населения Северного Кавказа. В какой еще империи это было возможно!

ХVIII-ХIХ вв. – в состав Российской империи включены новые территории, заселенные преимущественно мусульманами – Северный Кавказ и Азербайджан, Казахстан и Средняя Азия. Северокавказские горцы воевали с Россией 50 лет (1817-64), погибло около 200 тыс. российских солдат, десятки тысяч горцев, 400 тыс. чел. эмигрировало в Османскую империю, имам Шамиль создал теократическое государство на основе норм шариата, но затем был пленен и признал себя побежденным, дал клятву за себя и горцев никогда больше не воевать против России (после этого он был даже отпущен под честное слово на хадж в Мекку, он вернулся, как и обещал). Во второй половине ХIХ в. на Северном Кавказе горцам позволили жить по собственным обычаям, создаются шариатские суды, наступает замирение, горцы были благодарны российской власти за уважение к их обычаям.

В Чечне и Дагестане важную роль играли суфийские ордена и основанная на них идея мюридизма – мюриды должны были выполнить любой приказ духовных учителей-шейхов (суфийские ордена на Северном Кавказе существуют по сей день).

Налоговая политика в Российской империи в отношении мусульманских народов была необычной – население национальных окраин платило примерно в 1,5 раза меньшие, по сравнению с государствообразующим народом, налоги, у мусульманских народов не было крепостного права, до введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. мусульмане были освобождены от рекрутских наборов, в результате к концу ХIХ в. уровень грамотности среди татар и башкир был даже повыше, нежели у русских, продолжительность жизни – тоже повыше.

Конец ХIХ в. – среди российских мусульман развивается движение джадидов (сторонников «нового метода») – внедряют в медресе светские предметы (арифметику, естествознание, иностранные языки, западную педагогику), лидер – крымский помещик Исмаил-бей Гаспринский.

Данные переписи населения 1897 г.: продолжительность жизни населения России в целом (м/ж) – 31,3/33,4 года, в т.ч.: русские – 27,5/29,8 лет, татары – 34,6/35,1 лет, башкиры – 37,2/37,3 лет.

Младенческая смертность – русские 169/1000, татары – 143/1000, башкиры –133/1000 (на Северном Кавказе она была существенно выше – около 200/1000).

1914 г. – Османская империя объявила джихад России, на Северный Кавказ засылаются эмиссары из Турции с призывом присоединиться к джихаду, горцы заявляют, что они остаются верны «белому царю», который уважает их обычаи. «Дикая дивизия», составленная из горцев, была верна царю даже после его отречения от престола (разгромила лучшую «железную дивизию» немцев, в бой их вели муллы с красными бородами, скакали на лошадях с раскрытым Кораном в руке).

В годы гражданской войны практически все мусульманские районы России стали опорными центрами Белого движения.

Осень 1917 г. – Духовное Управление Мусульман России во главе с муфтием Баруди призвало всех мусульман России к борьбе против большевиков. Позже Баруди активно сотрудничал с правительством Колчака

Ноябрь 1917 г. – Национальное собрание мусульман в Уфе – та же позиция.

Большевики сразу после прихода к власти оказывали слабо контролировали ситуацию на окраинах страны, поэтому массовые преследования мусульман за веру начались в основном позже, чем преследования христиан – с конца 20-х гг. (ссылки и расстрелы духовенства, активных верующих)

Басмаческое движение в Средней Азии – партизанские отряды мусульман против Советской власти, борьба шла до середины 30-х гг. Сейчас в Сургут едут таджики из Матчинского района – в 20-30-е гг. он был одим из форпостов басмаческого движения, басмачи превратили Горную Матчу в практически неприступную крепость, в конце концов коммунистическая власть просто принудительно переселила население Горной Матчи на окраины, лишив партизан помощи, так возникла Новая Матча.

В годы войны Сталину понадобилась поддержка мусульманского духовенства, он приостанавливает гонения (как и в отношении христиан), позволяет наладить относительно нормальную работу духовных управлений.

Новая волна гонений – в хрущевское время, при Брежневе особых гонений уже не было. В 70-е гг. – усиление интереса к исламу на Кавказе и в Средней Азии. Особенно среди присоединиться к джихаду, горцы заявляют, что они остаются верны «белому царю», который уважает их обычаи. «Дикая дивизия», составленная из горцев, была верна царю даже после его отречения от престола (разгромила лучшую «железную дивизию» немцев, в бой их вели муллы с красными бородами, скакали на лошадях с раскрытым Кораном в руке).

В годы гражданской войны практически все мусульманские районы России стали опорными центрами Белого движения.

Осень 1917 г. – Духовное Управление Мусульман России во главе с муфтием Баруди призвало всех мусульман России к борьбе против большевиков. Позже Баруди активно сотрудничал с правительством Колчака

Ноябрь 1917 г. – Национальное собрание мусульман в Уфе – та же позиция.

Большевики сразу после прихода к власти оказывали слабо контролировали ситуацию на окраинах страны, поэтому массовые преследования мусульман за веру начались в основном позже, чем преследования христиан – с конца 20-х гг. (ссылки и расстрелы духовенства, активных верующих)

Басмаческое движение в Средней Азии – партизанские отряды мусульман против Советской власти, борьба шла до середины 30-х гг. Сейчас в Сургут едут таджики из Матчинского района – в 20-30-е гг. он был одим из форпостов басмаческого движения, басмачи превратили Горную Матчу в практически неприступную крепость, в конце концов коммунистическая власть просто принудительно переселила население Горной Матчи на окраины, лишив партизан помощи, так возникла Новая Матча.

В годы войны Сталину понадобилась поддержка мусульманского духовенства, он приостанавливает гонения (как и в отношении христиан), позволяет наладить относительно нормальную работу духовных управлений.

Новая волна гонений – в хрущевское время, при Брежневе особых гонений уже не было. В 70-е гг. – усиление интереса к исламу на Кавказе и в Средней Азии. Особенно среди молодежи.

Перестройка – гонения на ислам резко слабеют, идет религиозное возрождение.