Возникновение и становление христианской церкви.

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано­вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но­вая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычника­ми и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла и оп­ределенная инертность человеческой мысли, нравственная не­подготовленность людей к восприятию новой религии. Христи­анство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркулътурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.

Первыми распространителями христианства стали 12 апо­столов (букв, с гр. посланники), они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (считаю­щийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший хри­стианство в разных странах, в том числе и в России, и, по вер­сии древнерусской летописи «Повести временных лет», осно­вавший Киев).

Христианское предание подробно рассказывает о каждом из апосто­лов. Очень драматична и поучительна история Павла. Он носил два име­ни — латинское (Павел) и еврейское — Савл. Это был очень одарен­ный юноша из фарисейской семьи. Он получил отличное образование в иудейской школе, хорошо ориентировался в античном наследии и призна­вал за древнегреческой (языческой) литературой огромное значение. Как и большинство фарисеев, Павел не увидел в безвестном Христе из На­зарета Мессию. Он не только фанатично спорил с первыми христиана­ми, но и лично участвовал в гонениях на них. На его совести была кровь одного их первых христианских мучеников — Стефана: Павел был од­ним из тех, кто до смерти «побил его камнями». Но вскоре, по пути в Дамаск (куда он направлялся, чтобы с удвоенной энергией бороться с христианами), на него снизошло озарение и жизнь Павла круто переме­нилась. Из гонителя он превратился в горячего проповедника и миссио­нера христианства. В 65 году н.э. за свою веру он был приговорен импе­ратором Нероном к обезглавлению и казнен вместе с апостолом Петром. Можно по-разному относиться к рассказам о деятельнос­ти апостолов: в них есть противоречия, временные несоответ­ствия. Но факт быстрого распространения христианского уче­ния налицо. На смену первым апостолам пришло их «второе поколение», затем третье и т.д. Апостолы, по мнению хрис­тиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая пе­редавалась через специальный священнодейственный акт ру­коположения в священство.

В первые века христианства появились христианские свя­тые — мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Лю­бовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых — людей, наделенных за праведность и стойкость особыми выдающи­мися свойствами и способностями, — очень важен в католи­честве и особенно в православии. Святые выступают в каче­стве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).

В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи Таинствах: крещении, миропомазании, прича­щении, покаянии, елеоосвящении (обязательных для всех хри­стиан), а также браке и священстве (не обязательных). С хри­стианской точки зрения принято различать Таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда — церковное происхождение: он создан не самим Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освя­щения жилища или корабля, уходящего в далекое плавание). Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослуже­ние, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами «чинов» (т.е. текста и последо­вательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслу­женные ее устроители и святые. Это Василий Великий, Гри­горий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доно­сы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церк­ви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослуже­ние) — главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диа­коны (букв, служители), епископы (сверху смотрящие), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерар­хии (букв, с гр. священной власти). Со временем в христианс­кой церкви установились три степени священства: дьяконство, иерейство и пресвитерство, сохранившиеся у православных и ка­толиков по сей день. Священнослужители назывались также клир (с гр. жребий). Это может свидетельствовать о том, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались по жребию из мирян. Однако, это название могло иметь и дру­гой оттенок: клир — жребий к особому апостольскому призва­нию, которое дано далеко не всякому. В первые века христианства зародилось и христианское мо­нашество (от гр. монос - один, монастырь - букв, уединенное жилище). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения но­вой веры. Вообще идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования (а не как самоцель или средство оздоровления своего тела!) очень характерна для христианско­го учения. Вспомните хотя бы пребывание Иисуса Христа в пустыне. Однако жить в самоограничении может не каждый человек, что было отмечено еще древними мудрецами.

Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынни­ков, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое иму­щество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Ан­тоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллектив­ного общего жития монахов (так называемая киновия). Ос­нователем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной час­ти государства и столицы - Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное про­должение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров немногим менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Следует отметить осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христиан­стве могучую силу, которую можно поставить себе на служ­бу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наибо­лее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг ). Большое влияние а Константина его мать Елена. Елена была причислена к лику святых. Сохранив значение язычества в империи, Константин из­дал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии. В православии Кон­стантин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень ува­жаем, но не считается святым. Фактически после появления Константина, при императоре Юлиане (Отступнике), несмот­ря на временную утрату своего влияния, христианство утвер­дилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.

С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христианства государственной религией Римской империи. Начало ей положил александрийский священник Арий, выступивший около 318 г. со своим учением. В чем же состояли расхождения Ария с большинством последователей Иисуса? Арий считал, что Христос - не Сын Божий по сво­ему существу. Он по своему положению находится ниже Бога-Отца. Понятие сыновства, рассуждал он, связано с рождением, то есть возникновением во времени, Значит, Бог-Сын. Как рождённый Богом-Отцом, не существовал до своего рождения, т.е. извечно. Поэтому он не вечен, он – создание и тварь (в смысле «творение» - это слово не имело в то время бранного оттенка). По учению Ария получалось, что Богом в истинном смысле слова является только Бог-Отец, а Бог-Сын – это лишь самое совершенное Его творение. Следовательно, он не может считаться равным Богу-Отцу, он не единосущен Богу-Отцу, а только подосущен Ему.

Спор с арианами принял такой острый оборот, что, по инициативе императора Константина, пришлось со­брать христиан из всех стран на специальный Церковный со­бор. Сторонники Ария (а таких было немало) отстаивали позиции своего учителя в острейшей полемике, и нередко бывало так, что в ход на улицах и площадях города шли камни и палки. Позднее на одной из площадей Александрии устроили костер, на котором сожгли все сочинения Ария, а ют, кто утаил в своем доме его книгу, мог быть немедленно казнен. По преданию, мятежный Арий был вызван в 336 г в Константинополь к императору Константину Великому из далекой Иллирийской про­винции, куда был послан для перевоспитания. Во дворце разыгралась драматическая сцена:

- Признаешь ли ты определение собора о том, что учение твое лож­но? - спрашивает Константин. Арий медлит с ответом, но затем утвердительно кивает. Он обманы­вает императора. На самом деле он хочет вернуться к церковной служ­бе, чтобы, опираясь на своих тайных сторонников, снова проповедовать свое учение. Осуждение и ссылка, как это часто бывает, только утвер­дили Ария в своей правоте. В его глазах - трудно скрываемая ненависть и огонь веры. Но доверчивый император проявляет мягкость к Арию и велит патриарху вернуть его в лоно церкви Патриарх, предчувствуя ко­варство Ария, молится, чтобы не допустить этого. Но тут неожиданно наступает развязка: войдя в общественную убор­ную, Арий мгновенно падает замертво, пораженный кровоизлиянием в мозг. Как считали правоверные христиане, Суд Божий настиг еретика.

В V в. в очередную ересь впал сам константинопольский патриарх (глава церкви) Несторий, утверждавший, что дева Мария родила не Бога, а человека (он называл ее не богороди­цей, а человекородицей). Божество же вселилось в Христа только после того, как на него снизошел Святой Дух. Христос, таким образом, не является богочеловеком, а это делает все уче­ние о его крестных страданиях бессмысленным — ведь, как учат Евангелия, Иисус страдал именно как человек, в которо­го воплотился Бог! Это течение принято называть несторианством.

^ В V в. возникло еще одно учение — монофизитство (монос с гр. — единство и физис с гр. - природа). Его основателем считают константинопольского архимандрита (одна из высоких должностей в христианской церкви) Евтихия. В Иисусе Хри­сте не две, а одна природа — божественная — утверждали монофизиты. За конфликтом с этим направлением стояли не толь­ко теоретические философские и богословские противоречия, но и политические: некоторые провинции Римской империи хоте­ли использовать это учение, чтобы отделиться от Византии. Из­вестно несколько восстаний, вдохновителями которых были монофизиты. В 449 г. на новом Эфесском соборе (названном впоследствии разбойничьим) александрийский патриарх выну­дил все церкви признать монофизитство, но в 451 г. на соборе в г. Халкидоне оно было осуждено. Тем не менее некоторые христианские церкви остались ему верны и отпали от ортодок­сального христианства. Среди них Армянская церковь, сохра­нившая в своем учении монофизитскую основу до сегодняшне­го дня. Армения стала христианской страной даже раньше самой Византии. По преданию в начале Ъ века в этой стране правил царь — язычник Тиридат III, который решил сделать своей наложницей христианку Рипсине, бежавшую от преследова­ния римлян. Бог покарал Тиридата за это, превратив царя и его слуг в людей со свиными рылами. В то время в царской темнице страдал один христианин — Григор. Во сне Тиридату было обещано избавление от позора, если он освободит этого человека. Отпустив Григора, царь вернул себе человечес­кий облик, но все пережитое так потрясло его, что он окрес­тился и объявил христианство государственной религией Ар­мении. Освобожденный христианин стал первым главой (католикосом) армянской монофизитской церкви, поэтому ее иногда называют еще и Григорианской.