Исмаилизм

Шиизм

Именно борьба за власть кажется наиболее очевидной причиной разрыва между суннизмом и шиизмом. Однако вопрос о законности власти сегодня отошел в прошлое, и разногласия между этими двумя формами ислама отныне носят вероучительный характер: они напоминают те разногласия, которые существуют между католиками и протестантами.

Очевидно, ориентация на Коран придает исламу единство, также как вера в Иисуса Христа разделяется всеми христианами. Соблюдение Корана, которое характеризует благочестивого мусульманина, привело шиитов и суннитов к очень похожей практике. Различия между двумя направлениями касаются следующих основных положений:

• шииты ставят во главе общины верующих имама (буквально: «тот, кто впереди»). Его функция одновременно религиозная и политическая, в отличие от суннитского халифа, который

обличен только временной властью — контролировать соблюдение исламского закона. Имам получает Откровение Бога, чтобы толковать и применять этот закон;

• шиитский имам — потомок пророка и его зятя Али. Это человек, обладающий сверхъестественными качествами благодаря этому родству; его власть и решения — непогрешимы;

• историческое потомство шиитских имамов оборвалось на 12-м имаме Мухаммеде аль Гаване, которого не стало в IX . в. Он не умер, согласно убеждениям верующих, а был «сокрыт» от глаз людей и вернется в свое время. Шииты ожидают возвращения последнего имама — Махди, как евреи ждут мессию. Это оригинальное богословие, не имеющее эквивалента в суннизме;

-трактовка Корана у шиитов намного более аллегорическая, чем у суннитов. Имам, преемник пророка, является хранителем тайного знания, которое позволяет ему толковать религию.

Из 93 млн. шиитов 39 млн. живут в Иране. Это единственная почти полностью шиитская

страна (93% населения). Поэтому нет ничего удивительного в том, что иранский (персидский) менталитет, очень отличающийся от арабского, оставил свою печать на шиизме. Иранский шиизм играет важную роль в защите от полной арабизации ислама. Не следует забывать, что соперничество, а иногда и неприязнь всегда проявлялись в отношениях между арабами и персами. Оба народа, кроме ислама, имеют мало общего: они принадлежат к различным языковым группам (семитской и индоевропейской), а их культура очень индивидуальна. Несмотря на сильную арабизацию своего словаря и исламизацию образа жизни, Иран сохраняет свою оригинальность даже в религиозных обрядах.

Приведем лишь несколько примеров. На знаменитых персидских миниатюрах изображены люди и звери, несмотря на то, что Коран запрещает это делать. Календарь, еще действующий в Иране, — зороастрийский, а исламский календарь используется только для религиозных целей. Что касается знаменитых персидских поэтов, то они без тени сомнения воздавали хвалу вину и веселью, даже если в этом можно было найти мистический символизм...

Другая особенность шиизма — существование духовенства, в состав которого входят муллы, ходжжат оль-исламы и аятоллы.

Более любопытна практика временного брака, что соотносится с понятием «мутаа» (юридический термин, относящийся к пользованию... имуществом). Заручившись этой религиозной посылкой, шиизм (особенно иранский) допускает «брак», иногда очень непродолжительный, зарегистрированный муллой за приличное вознаграждение. Вполне очевидно, что это источник злоупотреблений и насмешек. Несколько лет назад совершение паломничества в священный иранский город Ком вдовой или разведенной было синонимом увеселительной поездки со студентом-теологом, самоотверженность которого оплачивалась путем финансирования его учебы.

Одним из исламских положений, к которому широко прибегает шиизм, является положение о «китмане», разрешающем скрывать свое вероисповедание в случае особого риска для личности. Так как никогда не знаешь, какой опасности подвергаешься в ту или иную минуту, это разрешение было воспринято в Иране с восторгом, даже (и в особенности) вне религиозной сферы.

Несмотря на свою важность, характерные особенности шиизма не являются очевидными в повседневной жизни верующего. В отличие от христианства ислам настаивает на том, что объединяет, а не на том, что разъединяет. Мусульманином является тот, кто верит в единичность Бога, в миссию пророка и в Откровение слова Божьего в Коране. Обязанности, вытекающие из него, — молитва, пост, милостыня и паломничество — одинаковы для всех верующих. Следовательно, внешне шиит ведет себя как мусульманин-суннит, и не существует никакого разделения, например, в мечетях или во время паломничества в Мекку. Самое большее, шиита можно узнать по следующему признаку: во время молитвы он падает ниц, касается лбом не непосредственно ковра для молитвы, а камня Кербела (разновидность маленького кирпичика размером с пластинку домино, на котором выгравирован силуэт мечети города Кербела, расположенного южнее Багдада).

Именно в этом городе был убит Хусейн (более точно Хусаин), сын Али, третий шиитский имам. В народных обычаях вера в чуть ли не Божественное происхождение имама оставила свои следы: некоторые склонны думать, что последний имам является время от времени на Землю. Он кажется им настолько всесильным и всемогущим, что они обращаются к нему с просьбами или посланиями, помещая их, например, в бутылку и бросая в море или на дно колодца, будучи убеждены, что имам сможет с ними ознакомиться. Разумеется, здесь речь идет о народных поверьях, близких к суеверию, которые не являются предметом официального шиизма.

Как и суннитский ислам, шиизм не отказывается от глубокого почитания святых. Персидским эквивалентом слова «марабу» («святой, подвижник») является слово «имамзадех» (буквально: «сын имама»). Но что наиболее явственно отличает шиизм от суннизма, так это впечатление душераздирающей скорби, исходящей из шиитских религиозных «праздников». В

частности, поминовение мученика Хусейна 10-го числа лунного месяца мохарама сопровождается мрачными процессиями с плачем, стенаниями и самобичеванием. Это признак набожности, свидетельствующий таким образом о превратностях судьбы.

Чтобы завершить краткое описание характерных особенностей шиизма, стоит сказать, что эта форма ислама породила множество рационалистических богословских спекуляций вполне в духе склонности иранцев к интеллектуализму. Доктрина шиитов коренным образом отучается от суннизма своей верой в скрытый смысл религии, якобы доступный только высшим умам. Полнота этого знания доступна имаму. Шиизм служит благодатной почвой для расцвета элитарных движений, вдохновляемых идеями символизма и эзотеризма.

Среди этих движений одни остаются в шиитской ортодоксии, но ищут мистического прихода Бога, а другие образовали совершенно самостоятельные направления, формально примыкающие к исламу, но глубоко самобытные. Три из этих направлений сегодня еще сохраняют свое влияние:

- исмаилиты;

- алаунты;

- друзы.

 

 

Обычно исмаилизм связывают с личностью ага-хана, хотя он и не признан духовным главой этого движения.

Исмаилизм возник в результате реформы шиизма, предпринятой Исмаилом, старшим сыном шестого имама шиитов — Джафара. Однако Исмаил, умерший в 751 г., за четырнадцать лет до смерти своего отца, не мог быть имамом. Сторонники Исмаила не признали седьмого и последующих имамов, оставаясь приверженцами своего правителя, которого они считали «седьмым скрытым имамом».

Как и любое исламское течение, исмаилизм касается лишь духовной сферы. Он был причастен к власти во времена династии Фатимидов с 973 г. по 1171 г. Сегодня движение исмаилитов не носит политического характера, однако их община очень сплоченна и имеет большое влияние на экономику. Многие исмаилиты занимают видное положение на предприятиях различных стран: Великобритании, Португалии, Бельгии, стран Восточной Африки, Канады и даже Франции. Ага-хан лично контролирует многие фирмы, и его состояние внушительно.

Духовное влияние исмаилитов выходит далеко за пределы их движения. Возможно, по-этому иногда говорят, что всего насчитывается около 10 млн. исмаилитов. В действительности их количество, видимо, несколько превышает 1 млн., хотя точных статистических данных, или официальной переписи не существует.

Исмаилиты делятся на два направления:

• мусталиты, выходцы из Йемена, эмигрировавшие в Гуйрат в Индии в XI в. Их называют также «бохра». Численность мусталитов — около 300 тыс. человек. Они делятся на три потока, один из которых базируется в Йемене. У индийских мусталитов есть свой университет около Бомбея;

• низариты, которые признают имамом ага-хана. Многие из них живут в горных районах Центральной Азии: 250 тыс. — в Афганистане, в районе Бамиана, 120 тыс. — в Таджикистане, 80 тыс. — в Китае, в Ксин Жианг (Синкианг), 120 тыс. — в Сирии, 80 тыс. — в Иране, 250 тыс. — в различных районах Индии и Пакистана, не считая около сотни тысяч низаритов, разбросанных по различным странам мира.

Как и все движения шиитского толка, исмаилизм признает власть имама, духовного главы и «Божественной эманации». По традиции исмаилитов каждый имам назначается его предшественником, который передает ему Божественную власть. Это назначение переходит чаще всего по наследству. Так, современный ага-хан является 49-м имамом низаритов-исмаилитов, это внук предшествующего имама, мавзолей которого находится в Асуане, в Верхнем Египте.

Духовная роль имама значительна, так как он является представителем Бога на Земле в человеческом облике. Это существо высшего порядка, которое служит посредником для душ в их общении с Богом. В своих проповедях имам (в данном случае — ага-хан) дает ду="http://studopedia.ru/1_104953_shiitskaya-sekta-ahli-hakk.html">Шиитская секта Ахли Хакк


Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 583; Опубликованный материал нарушает авторские права?.