Суннизм
Халифат
Создание халифата восходит к начальному этапу ислама. Слово «халиф» в буквальном переводе с арабского означает «заместитель», «преемник». Сначала оно применялось к трем первым преемникам пророка. Некоторые мусульмане, как уже говорилось ранее, считали, что выбор халифа должен осуществляться с учетом компетентности и моральных качеств, в то время как другие отдавали предпочтение потомкам пророка. Процедура введения в должность халифа не была установлена, и в течение веков использовались различные варианты.
Начиная с VII в. Омейяды[1] ввели династический принцип и, чтобы придать еще больший вес своей власти, издали декрет, согласно которому халиф считался представителем на Земле Бога, а не пророка. Уточнялось, что халиф не может быть сыном женщины неарабского происхождения. После падения династии Омейядов Аббасиды учредили в Багдаде халифат, доступ в руководство которым был открыт потомкам семьи пророка. Халифат был перенесен в Египет и оставался там до 1517 г., когда он перешел в руки Селима Грозного, турецкого султана из Стамбула. Халифат был упразднен Ататюрком в 1929 г., после того как в 1924 г. его роль была сведена к роли символа исламской солидарности.
Однако турецкая верховная власть Оттоманов никогда не устанавливалась в Марокко, султан которого был наследником халифа Омейяда Кордовского, правившего в Андалузии в 758 г. по пришествии к власти Аббасидов. Следовательно, можно полагать, что султан Марокко
— последний халиф, он является главой верующих, но его власть не выходит за пределы его султаната.
В течение двенадцати веков основной обязанностью халифа было духовное управление общиной верующих, однако эти функции часто смешивались с функциями султана — политического главы. В частности, это характерно для шиитского ислама, где имам выполняет политико-религиозные функции, которые охватывают и функции халифа.
Легко представить, какие непреодолимые трудности политического характера возникли бы в наше время при любой попытке установить халифат для всего мусульманского мира. Однако именно эту надежду питают мусульмане-фундаменталисты, которые видят единство ислама в подчинении религиозному закону.
Среди приверженцев ислама, насчитывающих около 900 млн. человек, объединенных единой верой, неизбежно возникают различные течения.
В суннизме эти различия находят свое отражение в четырех направлениях, которые отличаются лишь сравнительно второстепенными положениями, касающимися философии, права или форм молитвы. Эти направления, или обряды, названия которых происходит от имени их основателя, можно расположить в хронологическом порядке следующим образом:
• ханафиты;
• маликиты;
• шафииты;
• ханбалиты.
Все эти направления регламентируют правовые положения мусульман на основе четырех принципов, приведенных ниже в порядке их важности:
• Коран;
• традиция, или сунна (откуда название «суннизм»);
• аналогия с юридически сходными случаями;
• консенсус общины.
Именно незначительные разногласия в толковании двух последних пунктов отличают эти направления. Так, например, маликиты полагают, что консенсус общины выражается в консенсусе ученых-богословов («улама»), а ханафиты допускают индивидуальную трактовку, если она направлена на благо общины. Они часто ссылаются на соответствующие аналогии. Шафииты акцентируют внимание на сунне и считают, что консенсус достигается тогда, когда существует согласованность всех обрядов. Индивидуальное суждение отвергается. Ханбалиты (количество которых незначительно), как и маликиты, придают большое значение консенсусу улема.
Незначительная деталь позволяет узнать маликитов во время молитвы: только они и шииты держат руки опущенными вдоль тела, в то время как другие обряды требуют, чтобы руки были положены на грудь, при этом левая рука поддерживает правую.
Различия в обряде не являются проблемой для мусульман: каждый может посещать богослужение, совершаемое по другим обрядам.
С географической точки зрения, четыре направления распределяются по странам следующим образом:
• ханафиты: Ирак, Сирия, Афганистан, Пакистан, Индия, Турция, Китай и Египет;
• маликиты: Египет (особенно Верхний Египет), Северная Африка и черная Африка
(за исключением Восточной Африки);
• шафииты: Нижний Египет, Восточная Африка, Иордания, южная часть Аравии, Индонезия и
Юго-Восточная Азия;
• ханбалиты: Саудовская Аравия (ваххабизм — его ответвление).
Эти различия в обрядах в суннизме практически не оказывают влияния на религиозный быт мусульман.
Разнообразие ислама проявляется скорее в различии между суннизмом и шиизмом, с одной стороны, и, главным образом (как мы увидим дальше в главе о религиозной практике), между более или менее мистическими концепциями религии. Поэтому, обратившись сейчас к основным характеристикам шиизма и хариджизма, вернемся позже к различным формам религиозной практики ислама, в частности в общинах.