Религия как объект теоретического анализа: основные методологические принципы исследования и подходы

Структура религиоведения и его проблематика

Предмет религиоведения и его место в системе гуманитарного знания

Тема 1. Религиоведение как наука и учебная дисциплина

1.1 Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания – философские, теологические, исторические, психологические и другие – накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого знания. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении – философское содержание, что обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам – литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем.

Для нашего гуманитарного словаря “религиоведение” - слово новое и многим пока не совсем понятное. Оно появилось в нашем лексиконе недавно. Появление его объясняется радикальным изменением отношения к религии в российском обществе.

Религиоведение в качестве научной дисциплины зародилось во второй половине XIX века на Западе как результат многовекового противостояния науки и религии и следствие тех научных открытий, которые сделали историки, антропологи, археологи, этнографы, языковеды XVIII - XIX вв.. Эти открытия прояснили очень много вопросов, связанных с верованиями различных народов и цивилизаций, и поставили перед наукой проблему комплексного и сравнительного исследования религий мира в целях более глубокой и всесторонней оценки их роли и места в историческом развитии человечества и прежде всего в духовно-нравственной сфере.

Религиоведение, воистину, прошло долгий и трудный путь, прежде чем получило право на существование. Своими корнями оно уходит в древнее свободомыслие, которое пыталось претендовать на право светских оценок религии. Эти попытки имели место и в средние века европейской цивилизации, но по причине полного и безраздельного господства христианской церкви в духовной жизни средневекового общества и детской слабости науки не могло быть и речи о каком-то научном толковании религии.

Первые шаги в этом направлении сделала эпоха Возрождения. Но решающие успехи в деле утверждения права науки на исследование религии были сделаны в эпоху Просвещения. Не случайно немецкий религиовед Т.Фрик заявил, что религиоведение есть детище Просвещения.

В эту эпоху европейская наука делает первые шаги в исследовании восточных и других религий мира, закладывая основы сравнительного религиоведения. Большим подспорьем европейской науке о религии были публикации дневников и свидетельств многочисленных христианских миссионеров и путешественников о религиозных верованиях различных народов мира, в том числе и находящихся на примитивном уровне развития.

В это время было положено начало рождению исторического подхода к исследованию возникновения, функционирования и развития религий. В его утверждении огромную роль сыграла немецкая классическая философия от Канта до Гегеля. Именно ею настойчиво проводилась мысль о невозможности рассматривать религию вне исторического развития общества, потому что история религии вплетена в живую ткань истории человечества и от неё неотделима.

Особое значение для развития европейской религиоведческой мысли имели исследования в области религии антропологов и этнографов в XIX веке. Выдающуюся роль здесь сыграли работы английского этнографа, исследователя культуры первобытного общества Э.Тайлора.

Успехи и достижения гуманитарных наук в XVIII веке и первой половине XIX века создали прочную основу для утверждения новой отрасли гуманитарного знания - религиоведения. Вторая половина XIX века стала временем официального признания религиоведения, несмотря на резкое неприятие его со стороны европейской христианской иерархии. Выдающуюся роль в этом признании сыграл знаменитый английский лингвист XIX века Макс Мюллер (1823-1900). Его по праву называют “отцом религиоведения”. “Он, - писал французский религиовед Л. Шантепи де ла Соссе, - был первым, кто убедил широкий круг специалистов в значимости этой науки”.

Работы М.Мюллера о религиоведении как бы подвели итог многовековой борьбе науки за право иметь возможность исследовать религию, иметь на неё свой, отличный от церкви, взгляд.

Западно-европейская и северо-американская научная и философская мысль внесли решающий вклад в развитие религиоведения, в обоснование места религиоведения в системе научного знания, его принципов и методов, структуры и содержания, целей и задач. Этот вклад сделан выдающимися представителями различных сфер научного знания: историками и философами - Э.Ренаном, К.Тиле, Л.Фейербахом, Э.Фроммом, социологами - М.Вебером, Э.Дюркгеймом, П.Сорокиным, психологами - У.Джемсом и К.Юнгом, этнографами и антропологами - Б.Малиновским и Э.Тайлором.

В России в силу ряда исторических причин: более позднего и вялотекущего развития отечественной науки вплоть до второй половины XIX века, наличия государственной религии и своеобразной религиозной традиции во взаимоотношениях научного знания и веры - не удалось так активно и широко развиться научному знанию о религии. И тем не менее у нас есть достаточно оснований говорить о национальных корнях религиоведческой науки.

У её истоков стояли две основные общественные силы: революционно-демократическое движение и русская религиозно-философская мысль. И хотя ни которую из этих сил нельзя назвать сугубо религиоведческой, тем не менее мы имеем достаточные основания утверждать. что та и другая внесли свой вклад в отечественное религиоведение. Если революционные демократы внесли этот вклад больше со стороны атеистической, то религиозные философы - со стороны по преимуществу богословской, но как первые не были воинствующими атеистами, так и вторые - ортодоксальными богословами.

Революционные российские демократы 40-х и 60-х годов XIX века - это неоформившиеся до конца атеисты. Их философская позиция двойственна. Они и материалисты, и идеалисты одновременно. Двойственность философской позиции объясняет эту же двойственность в отношении к религии. Они признают право на научное исследование религии, по преимуществу не отрицают религию вообще, но жёстко критикуют религиозные институты.

Характерным примером этому служит знаменитое письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю от 15 июля 1847 г., написанное в связи с выходом в свет книги последнего - “Избранные места из переписки с друзьями”, вызвавшей своим религиозным содержанием противоречивую реакцию в российском общественном мнении.

Развитие религиоведения в XIX веке на Западе - появление исследований Г.Гегеля и Л.Фейербаха, Д.Штрауса, Б.Бауэра, Э.Ренана, М.Мюллера, с которыми знакомилась русская демократическая интеллигенция, усиливало её интерес к проблеме взаимоотношений науки и религии. Эмоциональные оценки религии уступают место попыткам её научного анализа, выяснению её генезиса, её функций в общественной жизни, её роли и места в общечеловеческой и национальной культуре и, наконец, её места в классовой, идеологической борьбе. Этими вопросами активно занимались народники П.Н.Ткачёв и П.Л.Лавров, анархист П.А.Кропоткин. Наконец в работу по серьёзному и глубокому осмыслению феномена религии в конце XIX века включился теоретик отечественного марксизма Г.В.Плеханов. И тем не менее глубоких и масштабных научных трудов, имеющих право встать рядом с трудами западных философов, историков и лингвистов, русская религиоведческая мысль этого направления создать не смогла.

Концентрированным выражением позиции другой части русской интеллигенции к религии стала религиозно-философская мысль второй половины XIX - первой половины XX столетий.

Не имея возможности рассмотрения персонального вклада каждого русского религиозного философа в развитие отечественного религиоведения, попытаемся определить то общее, что объединяет их в отношении к религии, в её понимании, её определении и исследовании. Отметим, что наибольший вклад в исследование религии внесли выдающиеся русские философы Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, К.Н.Леонтьев, Н.О.Лосский, Д.М.Мережковский, В.В.Розанов, В.С.Солдовьёв, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.С.Хомяков.

Отметим для начала, что все они были людьми верующими, воцерквлёнными, а часть из них (С.Н. Булгаков, В.В.Зеньковский, П.А.Флоренский) были священнослужителями и, естественно, подходили к исследованию религии с иных позиций, чем революционные демократы. Однако это не мешало им оценивать религиозные явления объективно и критически. Каждый из них имел свою точку зрения, своё видение религиозных проблем и путей их решения. Индивидуальные особенности позиций и творчества русских религиозных философов не мешают нам определить тот общий вклад, который они внесли в развитие отечественного религиоведения. В чём он конкретно выражается?

Во-первых, в том, что, по их мнению, недопустимо подходить к анализу религиозного феномена сугубо рационалистически, что в философском и научном анализе религии обязательно должен учитываться элемент эмоциональный, иначе нарушается её целостность, теряется объективность анализа. То же самое происходит, когда абсолютизируется нравственная сторона религии. Поэтому русская философская мысль настаивала на целостном, системном подходе к исследованию религии.

“Вера (как и религия вообще - А.Ш.), - писал С.Н.Трубецкой, - не сводится к разуму, чувству или определению воли, но обнимает собой все эти способности нашего духа, если только они действительно подчиняют себе всего человека. Сводить религию к известной системе представлений, превращать её в своего рода метафизику - это ошибка, в которую впадали мыслители самых различных направлений: Гегель, Спенсер, Макс Мюллер и Кант.”

Во-вторых, они настаивали на необходимости и объективности научного исследования религии. “В нашу эпоху, - писал С.Н.Булгаков, - наука заняла...огромное место в жизни и наложила свою печать на все стороны современного сознания. Потому и вопросы религии необходимо должны быть пропущены через горнило науки...”

В-третьих, характерной особенностью русской религиозно-философской мысли было отрицание запретных тем в исследовании религии. Она смело вторгалась в святая святых всякой религии - её догматические основы - и высказывала по ним свои суждения. Богословское творчество в России этого периода как бы переходит в руки мирян и компенсирует слабость непосредственно богословской православной мысли.

В-четвёртых, русская религиозно-философская мысль этой эпохи имеет ярко выраженный национальный оттенок. Она выдвигает вновь (как это было в Киевской и Московской Руси) идею универсального значения православия для всей частной и общественной жизни российского общества. У истоков этого направления религиозно-философской мысли России стоял А.С.Хомяков. Он обосновал одну из его центральных идей - идею православной соборности, т.е. гармонического союза церкви, государства и народа на основе христианского учения.

Развитие религиозно-философской мысли в России в XIX и начале XX вв.. благотворно сказалось на достижении значительных успехов в истории религии. Великие русские историки С.М.Соловьёв и В.О.Ключевский в своих трудах уделяют много внимания исследованию истории русского православия. Замечательные труды по истории РПЦ создают Е.Е.Голубинский и Н.Ф.Каптерев. Русская историческая мысль начинает активно исследовать другие религии. Вероисповедания Китая исследуют востоковеды В.П.Васильев, Н.Я.Бичурин, буддизм и другие религии Индии и соседних с нею стран глубоко изучают С.Ф.Ольденбург и Ф.И.Щербатский.

Работы по исследованию религий мира продолжались в последующем советской наукой, достижения которой неотделимы от достижений её предшественников эпохи самодержавной России, тем более что многие выдающиеся учёные начинали свою работу в России начала XX века и заканчивали её в советский период. Это даёт основание утверждать, что советский период не был белым пятном в развитии религиоведческой мысли.

Таким образом, современное российское религиоведение начинает своё движение и развитие не с нулевой отметки. Оно имеет в своей основе не только достижения мирового, но и отечественного религиоведения. Опираясь на этот фундамент, оно имеет реальную возможность успешно развивать науку о религии дальше и глубже, внося свой вклад в развитие религиоведческой мысли всего мира.

1.2Религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии. Это означает, что содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические, психологические, лингвистические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Философия религии является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию; осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Философия религии не представляла и не представляет собой некоего многообразия, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, от предпочтений того или иного мыслителя.

Некоторые авторы полагают, что философия религии появилась вместе с философией как своеобразным способом осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие исследователи считают, что философия религии возникает в новое время в ходе освобождения философии от теологии, когда философия перестала быть служанкой теологии. Вторая точка зрения представляется предпочтительней; применительно к более ранним периодам истории уместно говорить о развитии философских знаний о религии. Экспликация философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII-XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, философа В.С. Соловьева и др.

В ХХ в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом какого-либо принципа – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии и т.д.

В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:

§ выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии);

§ рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);

§ анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии;

§ выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т.д.;

§ изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

§ выявление содержания и специфики религиозной философии – религиозной метафизики и онтологии, антропологии, этики и т.д.
Можно сказать, что в философии религии исходным и главным является анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии; изучение религиозных верований, суждений, понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознаний. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не вплетенное в общефилософский контекст.

Социология религии как научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в. В качестве близких источников социологии религии послужили идеи английских философов Т. Гоббса и Г. Болинброка, французских философов Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и др.. Основателями социологии религии являются немецкий философ М. Вебер, французский философ Э. Дюркгейм, немецкий философ и теолог Э. Трёльч.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религии входят:

§ фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп, индивидов;

§ знания о различных феноменах религии – о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.;

§ совокупность интерпретированных понятий и эмпирических обобщений – «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности» и др.;

§ методика конкретно-социологических исследований в области религии.

В социологии религии используются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение, моделирование, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов, различных документов, опросы, наблюдение и т.п.

Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX- начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог С. Холл, немецкий философ В. Дильтей, французский психолог Т. Флурнуа.

Психологическую теорию религии образуют:

§ учение о психологических основах религии;

§ совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;

§ раскрытие многообразия религиозно-психического опыта;

§ анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.;

§ методика психологических исследований религиозности.
Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.

Феноменология религии складывается в ХХ в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссе, немецкий философ и теолог Р. Отто, англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде, голландский историк религии К.Ю. Блеекер и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера.

В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священно» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимание явлений религии, дает их систематическое описание. Таким образом, специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки. История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных раздела. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя Ш. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в. в развитии истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время история религии становится областью деятельности многих исследователей.

История религии ставит перед собой следующие задачи:

§ доказать объективное существование исследуемого объекта, т.е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений;

§ выявить по источникам место, время и условия появления объекта;

§ в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта;

§ проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе;

§ раскрыть причины исчезновения объекта;

§ рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Таким образом, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

1.3Вопрос о том, что такое религия является одним из «вечных вопросов». Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Например, в отечественной материалистической философии религия определяется как «…мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхестественного.

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному». Православный богослов и философ, то есть теоретик идеалистического мировоззрения П.Флоренский не видит противостояния религиозного и научного: «…если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистическая религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение».2 Во многих десятках определений религий отражаются разные стороны явления, именуемого религией. О сложности и ценности религии свидетельствует факт множества терминов, которыми она обозначается в культуре. В то же время основной термин «религия» (лат. – набожность, благочестие, святыня, предмет культа или по другому переводу – связь, соединение) используют при обозначении таких разных явлений, как мистическое, конкретное религиозное направление (конфессия), убеждение, мировоззрение, вера, сознание, организация, действие, обряд, поведение, сверхъестественное и других относительно самостоятельных частей феномена.

Определяя религию, мыслитель неизбежно занимает какую - либо позицию в отношении религии и стремится, отвечая на сущностный вопрос «что такое религия», выяснить ее влияние на человека, общество, выявить потребность в ней, доказать или опровергнуть реальность сверхъестественного вне и помимо сознания людей, объяснить природу сверхъестественного, характер веры в сверхъестественное, специфику бытия религиозных организаций. Ответы порождают новые вопросы, которые систематизируются в теоретических концепциях религии, различающихся по основанию или главному объяснительному принципу.

Чтобы сформировать понятие религии, необходимо познакомиться с основными концепциями и определиться с исходной точкой размышления. В качестве первого приближения к сущности религии предлагается усвоить рабочее (предварительное) определение. Рабочее определение должно быть корректным, выражать сущность определяемого с учетом основных подходов. Последнее имеет особое значение в нашем случае, поскольку на понятие религии, как отмечалось выше, неизбежно влияет мировоззренческая позиция исследователя. Священное – сущностное отношение религии. Можно уклониться от священного при определении религии, тогда получится определение чего угодно – общества, отчуждения, психики, ценностей, познания – но не религии. Давая традиционное определение священного, теоретик в конечном счете объясняет его в богословской или светской версии. Попытаемся определиться с понятием религии не акцентируя мировоззренческой позиции «за» или «против». Сущностные характеристики священного в богословских определениях сводятся к абсолютизации качеств активности, в разной мере присущих каждому человеку. Прежде всего это знание в широком смысле слова (рациональное и чувственное, нравственное и эстетическое), воля и действие. Указанные выше качества объединяются в понятии творчества как создания нового. Воздерживаясь от указания на первоисточник творчества, мы можем сформулировать рабочее определение религии. Итак, религия – это система освящения творческого начала, включающая общение – преклонение.

Освящение (лат.сакрализация) ведущий признак ставшей или становящейся религиозной культуры, как десакрализация или секуляризация (лат. мирской, светский) является признаком нисходящей религиозной и самостоятельной светской культуры, взаимодействующей с религиозной. Творческое начало может простираться от биологического источника жизни, в том числе гениталий человека, до абсолютной всесовершенной личности – духа, создавшей мир, человека и управляющей ими по собственной воле (Бог). Поклонение творческому началу может осуществляться в форме простейшего ритуала или сложнейшей системы норм, подчиняющей и определяющей всю жизнь человека.

Философское познание творчества в единстве со свободой (Н.Бердяев) и религиозное познание Бога есть познание сущности в философской и теологической формах. В позиции поиска объединяющего начало значимы вопрос о творчестве как механизме культуры, ответы на вопросы что и как творить, поскольку они предваряют проблему источника творчества. В этом смысле культурологический подход плодотворнее богословского или атеистического.