Свободомыслие и атеизм эпохи Возрождения и ранних буржуазных революций.

Свободомыслие и атеизм в середине века.

В средние века, подчинив себе светскую власть, церковь устанавливает «духовную диктатуру» и пресекает всякие попытки выйти за пределы христианского миросозерцания. Церковные догмы становятся исходными пунктами и основой всякого мышления. В этих условиях развитие свободомыслия было крайне затруднено, а открытая борьба против церкви стано­вится фактически невозможной. В силу этого противостоя­щие религии учения несут на себе печать религиозного ми­ропонимания, свободомыслия. Материалистические тен­денции выступают в этот период в религиозной форме.

Другими видными представителями свободомыслия средних веков являются Роджер Бэкон, Дуне Скотт и Уильям Оккам.

Роджер Бэкон выступал с резкой критикой религиоз­ного мышления, отстаивал самостоятельность научного исследования. Есть три источника познания — авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостато­чен. Рассуждение также безнадежно, если оно не провере­но опытом.

Много сделал для освобождения философии от опеки теологии Дуне Скотт; ссылаясь на неограниченную свобо­ду божественной воли, он объявлял материю способной мыслить.

Против папства и его власти боролся Уильям Оккам. По его убеждению, папы не являются наместниками Хри­ста. Высшим духовным органом. Заслуга средневекового свободомыслия заключает­ся в том, что в течение длительного времени оно в сложных условиях не прекращало борьбы с религией и тем самым подготовило почву для буржуазного атеизма.

Исторически первой формой бур­жуазного атеизма как одной из форм свободомыслия мож­но считать атеизм эпохи Возрождения, т.е. атеизм периода зарождения и становления буржуазии.

В XV—XVI вв. свободомыслие и атеизм проявляются по двум основным направлениям: во-первых, через естест­вознание, успехи в области производства и науки (изобре­тение книгопечатания, компаса, прядильной и паровой машин, доменного металлургического процесса и т.д.) и великие географические открытия (открытие Америки и морского пути в Индию). Это расширяло кругозор челове­ка; во-вторых, через литературу и искусство этой эпохи. Следует отметить, что многие представители науки, лите­ратуры и искусства выступили против религии объектив­но, в силу своих научных аргументаций и художественной правды своих произведений, нередко вопреки своему лич­ному желанию. Кроме того, происходило и философское обобщение всего этого материала, его осмысливание.

Наиболее ярко дух этого времени выражал гениальный Леонардо да Винчи — художник, ученый, поэт и мыслитель, создавший новый научный метод познания, проникнутый антисхоластическим содержанием, сделавший ряд откры­тий в области гидротехники, военного исскуства и т.д.

Учение Коперника утвердило взгляд на то, что центром нашей планетной системы является Солнце.

Одним из великих зачинателей науки был Галилео Галилей. Его характеризует прежде всего техниче­ский практицизм.Галилей все явления и процессы окружа­ющего мира объяснил механической причинностью и зако­номерностью, отрицая наличие «скрытых сил» и «целей» в природе. Смелые философские выводы из научных откры­тий своего времени сделал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно, утверждавший, что Богом избранная Земля не является центром мироздания. Бруно доказывал, что ошибочно ограничивать Вселенную около­солнечным пространством. Мир не имеет границ, он беско­нечен. Земля — пылинка в беспредельных просторах мира.

В XVII в. развитие свободомыслия и атеизма связано тес­ным образом с английским материализмом, наиболее вид­ными представителями которого были Френсис Бэкон и То­мас Гоббс. Ф.Бэкон прямо не отрицал религию и признавал её необходимость наряду с философией. Но учение Бэкона ориентирует человека на то, что он может и должен добиться благоустроенной и счастливой жизни здесь, в реальном ми­ре, полагаясь только на себя, на свой разум, на свою практи­ку, развивая технику и науку, совершенствуя свой опыт.

По Гоббсу, первичной является материя или тело, ко­торое не создается и не исчезает. Временны, преходящи отдельные виды, формы материи, материя же как совокуп­ность всех вещей и явлений действительности вечна. Ма­терия может быть познана как при помощи наших чувств, так и при помощи разума.

Гоббс обосновал атеизм (обоснование атеизма ныне церковью и невеждами безосновательно приписывается марксизму) и выступил как атеист нового времени, дав­ший анализ конкретных причин, порождающих религию. Среди этих причин особую роль он отводит страху. После Гоббса свободомыслие в Англии развивается в русле деизма.

Деизм — это учение, которое, формально признавая некое разумное существо, давшее первый толчок материи, решительно отрицает какое бы то ни было вмешательство сверхъестественных сил в природу и общество. Видными представителями английского деизма являются Джон Локк, Джон Толланд, Антони Коллинз. Заслуга, напри­мер, Дж. Локка заключается в том, что он обосновал про­исхождение человеческого знания из опыта и подвергал резкой критике учение о том, что наши идеи, в том числе идея Бога, носят врожденный характер. Врожденной идеи Бога быть не может, говорил он. Это подтверждается тем,что идея Бога различна у разных народов, а у многих людей она совершенно отсутствует.

Атеизм французских просветителей.

Наиболее видными представителями атеизма французских просветителей XVIII в. являются Пьер Бейль, Франсуа Мари Вольтер, Жан Жак Руссо,Жан Мелье, Жюльен Ламерти, Дени Дид­ро, Клод Гельвеции, Поль Гольбах и др.

Итак, выясняя вопрос о происхождении религии, французские материалисты XVIII в. указывали на целый комплекс причин, и прежде всего на гносеологические причины. Отмечали они и антропологические причины ее происхождения. «Не Бог создал людей по своему образу, — говорит Дидро, — а люди ежедневно создают его по-свое­му». Критикуя религиозные представления, французские материалисты широко использовали современные извест­ные им естественнонаучные данные.

В России общественная жизнь ХVI-ХVII вв. была обу­словлена развитием производительных сил, ростом наци­ональной культуры, развитием искусства, литературы и естествознания. Среди представителей русского свободо­мыслия самое видное место принадлежит великому учено­му и мыслителю М.В. Ломоносову, который своими науч­ными открытиями в различных областях естествознания внес значительный вклад в естественнонаучное обоснова­ние атеизма. Так, открытый им закон сохранения вещест­ва и энергии разрушает библейское сказание о сотворении мира Богом. Ломоносов отстаивал и развивал учение Н. Коперника о движении Земли вокруг Солнца и учение Дж. Бруно о множестве миров.