Вопросы для самостоятельной работы
Литература
Темы рефератов
Вопросы для самостоятельной работы
1. Почему христианство относится к мировым религиям?
2. Назовите главные особенности православия и католицизма. (Обратите внимание на историю раздела христианской церкви, вероучение, культ, обряд).
3. Каковы наиболее характерные черты современного сектантства?
4. Каковы характерные черты современной идеологии русского православия?
5. Назовите идейные предпосылки возникновения христианской религии.
1. Исторические условия возникновения христианства.
2. Реформация, ее социальное содержание и историческое значение.
3. Христианство и современный мир.
4. Христианство и научно-техническая революция.
5. Общечеловеческие нормы нравственности и библейские заповеди.
6. Христианство и его основные направления.
1. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. — М., 1978.
2. Гараджа В.И. Протестантизм. — М., 1979.
3. Добренков В.А., Радугин А.А. Христианская теология и революция. — М., 1990.
4. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. — М., 1973.
5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. — М., 1987.
6. Крывелев И.А. История религии. — М., 1987.
7. Мень А. История религии. — М., 1992. — Т 1.
8. Мчедлов М.П. Католицизм. — М., 1973.
9. Ренан Э. Жизнь Иисуса. — М., 1991
10. Свентицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. — М., 1987.
11. Титов В.Е. Православие. — М., 1967
12. Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные философские произведения. Т. 2. — М., 1955
13. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-хтт — М., 1995.
14. Христианство. Словарь. — М., 1994.
15. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. — Т 19.
16. Энгельс Ф. Книга откровения // Маркс К., Энгелье Ф., Соч. — Т. 21.
17. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. — Т. 22.
ЛЕКЦИЯ 10. Основные направления христианства
Особенности развития общественных отношений в различных провинциях и частях Римской империи наложили свой отпечаток на взаимоотношения между общинами разных областей империи. В конечном счете, это привело к формированию независимых христианских церквей, противоречия между которыми нередко выливались в форму разрыва отношений. Первым крупным расколом в христианстве, произошедшим в связи с распадом Римской империи, было разделение христианской церкви на католическую и православную в 1054 году. В XVI веке раскололась католическая церковь, и из ее состава выделилось новое направление — протестантизм.
Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселенский) распространен преимущественно в Западной Европе (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Венгрия) и в подавляющем большинстве стран Южной Америки; его исповедуют почти половина верующих Северной Америки. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католицизма здесь невелико. Католицизм имеет единый международный центр — Ватикан — во главе с папой римским, избираемым пожизненно. Официально Ватикан — это самостоятельное государство на территории Италии. Как государство оно сочетает в себе религиозную и светскую власть, имеет герб, флаг, банк, радиостанцию, почту, телеграф, армию, полицию.
Значительное влияние католическая церковь оказывает не только на верующих, но и на политические, социальные, философские и иные теории всего современного капиталистического мира. В этом воздействии огромная роль принадлежит разветвленной сети массовых католических организаций. В подчинении Ватикана находится несколько сотен тысяч священнослужителей, а также различные монашеские ордена — иезуитов, францисканцев (капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев и др.).
Католицизм имеет много общего с православием и в то же время отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своими особыми приемами приспособления к изменяющимся условиям действительности и новому религиозному сознанию. Католицизм дополнил «символ веры» новыми догматами о чистилище, «филиокве», непогрешимости папы римского в делах веры и нравственности, непорочном зачатии и телесном вознесении Богородицы на небо. Много своеобразного и в католическом культе. Здесь широко используются средства эмоционального воздействия на чувства верующих.
Философской доктриной католицизма является иеотомизм, который в 1879 году папой Львом XIII объявлен официальной философией католической церкви. В теологии католицизма имеются рационалистические моменты. Признавая, что истины веры как таковые содержатся в Библии, католическая теология считает, что для их познания необходимы еще логические аргументы. Так, бытие Бога должно доказываться и «откровением», и рационалистическими приемами.
Католическая теология чрезвычайно подвижна. Это проявляется в решениях Ватиканских соборов. В частности сегодняшний католицизм пересмотрел немало представлений, которые перестали соответствовать сохранению религии. Например, Соборной конституцией о литургии разрешается упрощение многих обрядов и приспособления их к особенностям местных условий. В частности сейчас разрешено часть мессы проводить не на латинском, а на родном языке с использованием местной национальной музыки. Конституция рекомендует большое место отводить проповедям, а также проводить богослужение не один раз вдень, а несколько, с тем, чтобы занятые на производстве могли посетить его в другое время.
Приняты рекомендации по включению в католический культ элементов местных религий, по сближению с другими христианскими церквами, по признанию действительными таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. Так, признано действительным крещение католиков в православных храмах, и православных — в католических. Более того, католикам Китая разрешено поклоняться Конфуцию, почитать по китайскому обычаю своих предков и т.д.
Католическая церковь внесла новые моменты в свою социальную доктрину. В целом философские, социальные, экономические, этические, правовые и другие воззрения католицизма нацелены на оправдание и сохранения существующих общественных порядков и выражают интересы определенных классов. В социальных энцикликах (решениях) римских пап, как, например, «Новые деяния», «Сорок лет» и других, защищается строй, основанный на частной собственности.
В новых энцикликах «Прогресс народов», «Мир на земле» с сочувствием говорится об интересах и чаяниях народных масс, о необходимости совершенствования условий жизни трудящихся. Кредо социального католицизма молится к сохранению строя на основе его усовершенствования и освобождения от язв и пороков. Ватиканский собор предпринял попытку «переоценки ценностей» в области политической доктрины. Основные положения «нового курса» в этом вопросе сводятся к официальному при знанию политики мирного сосуществования государств политики предотвращения войн, запрещения оружия массового уничтожения, разрядки международной напряженности.
Таким образом, католическая церковь предпринимает целый ряд акций по спасению своего авторитета, по усилению влияния на верующих. Новые веяния в католицизме настолько очевидны, что часть традиционалистов и политические деятели правого направления новый курс называет «болезнью церкви».
Православие (что означает — правильно славить Бога) окончательно выделилось из единой Христианской церкви в середине XI века в результате раскола церквей. В настоящее время насчитывается около двух десятков автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская и др.
Автокефальные церкви имеют в различных странах свои структурные подразделения: экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Все православные церкви объединены общностью вероучения, канонических правил и культа. В то же время многие из них существенно отличаются друг от друга, в особенности своими социальными доктринами, политическими симпатиями, отношениями к различным проблемам современности.
Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах в 325 и 381 годах. В двенадцати членах этого символа сформулированы все главные представления: о Боге, о его качествах и свойствах, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.
Основные положения символа веры (догматы) православные церкви объявляют абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим Богом. Они к тому же не могут быть до конца постигнуты разумом. Основой познания объявляется вера. Что же касается католических догматов, установленных позже, а также отказа протестантских церквей от большинства таинств, то православные церкви считают это заблуждением, противоречащим «святому писанию» и «святому преданию».
Вместе с тем строгое следование традиции в православии ныне сочетается с пересмотром тех сторон вероучения и культа, отношения к общественной жизни, нравственности науке и т.д., которые безнадежно устарели. Пересмотр традиционных положений в области вероучения и культа проводится православными церквами с большой осторожностью: традиционные представления сочетаются с «современным» идейным арсеналом. Говоря, например, о социальных преобразованиях, о росте культуры, благосостояния, успехах техники, церковь считает основой социального прогресса нравственное совершенство личности.
У православных церквей нет единого центра управления, подобного Ватикану. Константинопольский патриарх считается «первым среди равных». По своему устройству и системе управления православные церкви руководствуются «Правилами апостольскими, каноническими», постановлениями Вселенских и поместных соборов.
Во главе русской православной церкви стоит Патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть во всех вопросах вероучения, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет связи с другими автокефальными церквами, Контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает церковными знаками отличия, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления.
При Патриархе учреждается Священный Синод, состоящий из постоянных и временных членов. При Синоде имеются отделы: управление делами, внешних церковных Отношений, учебный комитет, хозяйственное управление, пенсионный комитет, издательство. В административном отношении русская православная церковь подразделяется на епархии. Епархии делятся на благочинные округа, возглавляемые благочинными. Низовой организацией православной церкви является приход, возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.
Дни подготовки священнослужителей и богословов русская православная церковь имеет учебные заведения. В настоящее время функционируют духовные академии и университеты, Московская, Петербургская, Одесская и ipyiiie семинарии. Московская патриархия ведет издательскую работу. Она издает ежемесячный «Журнал Московской патриархии», настольные и настенные календаря молитвенники, богослужебные указания и т.д.
Протестантизм (от лат. protestans возражающий, несогласный) третье направление в христианстве. По данным ООН, в настоящее время насчитывается 332 млн. протестантов, в том числе лютеране, просвитериане, методисты, англикане, баптисты и др. Эти данные относительные.
Протестантизм распространен в Северной Европе (Финляндия, Норвегия, Швеция, Исландия, Дания) и таких странах, как Голландия, Швейцария, ФРГ, Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австрия. В Кыргызстане протестантизм распространен главным образом в форме различных протестантских сект, в числе которых наиболее многочисленны евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы.
Протестантизм складывался в борьбе с католицизмом на основе отрицания ряда его важнейших представлений и понятий. В так называемых «религиозных войнах» XV1 столетия речь шла, прежде всего, о материальных классовых интересах. Борьба буржуазии против феодализма проявилась и в борьбе с католической церковью — духовной опорой феодализма.
Важнейшим протестантским догматом стал догмат об оправдании верой, обретения спасения и вечной жизни на основе личной веры, не нуждающейся ни в каких посредниках. Формирование этого догмата определялось новыми потребностями развивающейся буржуазии, выдвигавшей на передний план личную инициативу, предприимчивость, личностную исключительность, и было направлено против родового аристократизма, аскетизма, всего тoго что нивелировало индивидуальность. Утверждения догмата оправдания верой отвергло представление о богодуховности «священного предания», о необходимости существования духовенства как посредников между человеком и Богом. Тем самым протестантизм упразднил деление всех верующих на священнослужителей и мирян. Догмат об оправдании верой вел к упразднению догмата о чистилище, поскольку он строился на представлениях о «сверхдолжных делах», о разного рода подвижниках и духовенстве, почитании «святых», «угодников», «отцов и учителей», мощей и т.п. Многие протестантские церкви отказались от почитания икон, креста, от большинства таинств, сохранив только крещение и евхаристию. В самом начале возникновения в протестантизме воцарились три направления: лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Лютеранство. Основателем лютеранства явился преподаватель теологии Мартин Лютер (1483—1546), в 1517 г. бросивший вызов католицизму, вывесивший на двери церкви города Виттенберга 95 тезисов, направленных против злоупотреблений римской церкви, особенно против индульгенций, которые являлись платным отпущением грехов. По Лютеру, церковь в ее существующей форме не нужна. Человек сам, своей собственной верой может искупить грехи.
Лютеранские церкви самостоятельны и подчинены светским властям. С 1947 г. существует всемирное объединение лютеранских церквей. Организационной основой церкви является община, управляемая церковным советом и пастором. В лютеранских церквах сохранены облачение, алтарь, крест, свечи, хотя икон нет. Главное место отводится проповеди, а не обрядам. В богослужениях используется органная музыка и хоровое пение. В вопросах вероучения лютеранская церковь придерживается всех основных догматов протестантизма.
Кальвинизм. Евангелически-реформатская, или кальвинистская, церковь возникла как наиболее последовательное отрицание католицизма. Основателем этого направления является Жан Кальвин (1509—1564). В своем труде "Наставления к христианской вере» Кальвин сформулировал основные положения своей теологической системы. Церковь, созданная Кальвином, называется реформатской и пресвитерианской. Как и лютеранство, кальвинизм считает единственным источником веры Библию. Он отвергает иконы, мощи, культ девы Марии, пышные обряды, таинства священства, елеосвещение и пр.
Кальвинизм особенно подчеркивает догмат об абсолютном предопределении. Бог навсегда одних предопределил к спасению, других — к мукам ада. Человек сам изменить, свою судьбу не может. Несмотря на абсолютный фатализм, это представление было поддержано многими последователями; дело в том, что, по Кальвину, никто не знает, избран он Богом или нет. Только ревностная вера может служить признаком избранности и, следовательно, дает возможность получить загробное воздаяние. Отсюда вытекала исключительная нетерпимость кальвинизма ко всякому инакомыслию.
Одним из направлений кальвинизма в настоящее время является конгрегационализм. В Европе и Америке сейчас насчитывается около двух тысяч конгрегаций. Конгрегационализм (конгрегация — лат. объединение, союз), считающий себя независимой общиной, не единственная форма в кальвинизме. Имеются также реформатские и пресвитерианские общины кальвинистов.
Третьей крупной разновидностью протестантизма является англиканство. Англиканская церковь ближе всех стоит к католицизму и православию. С 1534 года англиканская церковь полностью порвала отношения с Римом и признала своим главой английского короля.
Англиканский символ веры включает общехристианские догматы (триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскресение, вознесение, второе пришествие и т.п.), общепротестантские (отрицание чистилища и главенства папы, отказ от индульгенций, безбрачие духовенства, иконы и мощи) и чисто англиканские. К их числу относятся такие, как признание короля или королевы главой церкви, сохранение церковной иерархии. Здесь признается отличие духовенства от мирян и за духовенством признается наличие благодатной дарственности.
Лютеранство, кальвинизм, англиканство являются разновидностями раннего протестантизма. Но, помимо этих основных направлений, в протестантизме существует огромное количество различных сект и объединений, получивших название позднего протестантизма. К позднему протестантизму относятся баптисты, квакеры, методисты, адвентисты, свидетели Иеговы и другие. Здесь мы рассмотрели лишь более крупные общины.
Баптизм (от греч. baptizo — погружаю в воду). Первая община баптистов была образована в Англии к 1612 году и состояла из «умеренных» протестантов. В дальнейшем баптизм получил распространение в Северной Америке, Германии и многих других странах. В Россию в 60-х годах прошлого века баптизм был занесен немецкими колонистами. В Кыргызстане баптисты появились в 1907 г. 1905 г. был создан Всемирный совет баптистов. В настоящее время баптизм является самой крупной сектанской организацией как в Кыргызстане, так и в мире в целом.
Основой организации баптистов является община верующих. Община избирает пресвитера и совет общины. Пресвитер является духовным руководителем общины. Совет – это исполнительный орган, занимающийся текущими делами. Баптизм относится к числу евангелических сект. Основу его вероучения составляют «священные писания» книги Ветхого и Нового завета в каноническом составе. Лишь только эти книги считаются «богодухновенными». Баптисты разделяют все основные христианские догматы: о Боге, о святой троице, о сотворении мира и человека, двойственной природе мира, о бессмертии души, о первородном грехе, о божественности Христа и его втором пришествии и т.д.
Основное внимание баптизм сосредотачивает на христологии (учение о Христе), баптизм стремится сделать религиозность внутренним миром человека, требует глубокой личной веры.
Отличительным признаком баптистской догматики является учение о «духовном возрождении» человека, о«рождении свыше», которое происходит под воздействием. Входящего в человека «святого духа». Баптисты считают, что возможно непосредственное общение каждого верующего с Богом через молитву, и не признают никаких посредников между Богом и человеком. Также значительно упрощает культ: отрицание почитания святых мощей, икон, крестное знамение, посты, монашество, крещение детей, православные и католические молитвы.
Важнейшими обрядами у них считается крещение, хлебопреломление и рукоположение. Обряд крещения совершается только над взрослыми, пришедшими к вере сознательно, «рожденными свыше», и имеющими определенный стаж «приближенного». Это — крещение по вере. Хлебопреломление совершается в воспоминание жертвы Христа и служит средством духовного «приобщения», «соприкосновения» с ним, т.е. средством укрепления религиозной веры.
Обряд рукоположение относится к избираемым общиной пресвитерам и совершается старшим пресвитером. Пресвитер не является штатным священнослужителем, это авторитет верующих. Баптизм отказался от ряда религиозных христианских праздников, «богородичных», святоугоднических, престольных. Он отмечает лишь крупнейшие христианские праздники, связанные с личностью Христа: Рождество Христово, день нового года, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Пасху, Вознесение, день святой троицы, Преображение. Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) возник Л 30-х годах XIX века в США. Из США и 60-х годах адвентизм перенесен в Европу, а в 80-х он появился в России. В адвентизме имеется ряд течений: церковь адвентистских христиан, евангелические христиане, церковь Божия, общество жизни и второго пришествия, адвентисты грядущего века и др. Наибольшее распространение получила секта адвентистов седьмого дня. По данным зaрубежной печати, в мире имеется около 1,1 млн. человек этой организации. В 1932 году на Генеральной конференции адвентистов седьмого дня было принято «Руководство для общин», являющееся своеобразным уставом секты. Мировым центром является Исполнительный комитет Генеральной конференции адвентистов седьмою дня, находящийся в Батль-Крик (США). Основой организации является община. Несколько общин составляют «соединения», соединения входят в «унионы», объединения «унионов» составляют «дивизион».
Адвентистская догматика и культ во многом сходны с баптистскими. Вероучение адвентистов седьмого дня основывается на Библии. Особое внимание сосредоточено на «пророческих» книгах, главным образом па книге пророка и Откровении Иоанна Богослова. Адвентисты верят в осуществление пророчества, а мнимое «осуществление» последних служит для них свидетельством богодуховенности Библии. Центральным пунктом адвентистского вероучения являются эсхатология и хилиазм, т.е. вера в близкое второе пришествие Христа, конец света и установление тысячелетнего царства Христова на небе. Пришествие Христа должно ознаменоваться тем, что воскреснут умершие праведники и вместе с живыми «преображенными» адвентистами вознесутся на небо, где будут царствовать с Христом 1000 лет. Все грешники будут уничтожены, аземля опустошена. Особенностью вероучения адвентистов является отрицание традиционного христианского представления об аде и рае. Душа, по мнению адвентистов, не является бессмертной. Она так же смертна, как и тело. После смерти она не отделяется от тела, а пребывает в нем до воскрешения умершего Христом. Однако, считая душу смертной, адвентисты верят в чудесное воскрешение мертвых и в бессмертие праведников. Тем самым существо христианского догмата о наличии загробной жизни сохраняется. Признавая «святую троицу», адвентисты вносят в ее толкования некоторые оттенки. Иисуса Христа они рассматриваю как посредника «между Богом-Отцом и творением», Дух святой — это заместитель Христа на Земле, которого он оставил, «уйдя к отцу».
В области культа адвентисты во многом сходны с баптистами. Как и баптисты, они отрицают церковные таинства и обряды, не почитают икон, креста, святых и т.д. Однако у адвентистов есть свои особенности. Придавая особое значение четвертой заповеди десятисловия, адвентизм предписывает празднование субботнего, а не воскресного дня. В этот день сектанты не должны работать и обязаны приходить на молитвенные собрания. К члену секты предъявляется требование уплаты в кассу общины десятины, т.е. десятой части дохода как в его денежной, так и натуральной форме.
Главными обрядами адвентистов являются водное крещение взрослых, смирение (хлебопреломление) и рукоположение. Своеобразен у них обряд хлебопреломления. Он проводится четыре раза в год — в первую субботу каждого квартала. Перед хлебопреломлением адвентисты совершают обряд омовения ног в память о том, что Христос, согласно библейскому рассказу, на «Тайной вечере» омыл ноги своим ученикам.
Свидетели Иеговы — возникла в 70-х годах XIX века в США. В 1872 году бывший активный адвентист Шарль Руссель организовал кружок «исследователей Библии», который и положил начало иеговизму русселевского толка. В Кыргызстане свидетели Иеговы появились в 1956 г. свидетели Иеговы имеют централизованную организацию, которую они называют «теократической», подчиняются строгой дисциплине. Центр этой организации находится в Бруклине (район Нью-Йорка). Страны, в которых имеются иеговисты, разделены на десять зон. Низовой ячейкой являются «кружки», или килки, объединенные в «группы». В масштабе района и ряда районов имеются «стрефы», «стрефы» входят в «отделы», а «отделы» подчинится «краевому комитету». Иеговистские руководители от малого до большого называются «слугами». На молитвенных собраниях иеговисты читают и изучают литературу, издаваемую Бруклинским центром. Бруклин издает ряд журналов («Сторожевая Башня», «Информатор» и т.д.), которые печатаются на многих языках, вещает по радио на многие страны, выпускает листовки, брошюры и книги и т.д. Характерным для иеговистского вероучения является особое толкование Библии. Не отрицая возможности буквального понимания ее текстов, иеговистские «слуги» чаще прибегают к духовному, т.е. произвольному толкованию, а некоторые из них вообще не считают «священное писание» за истину. Иеговисты отрицают догмат о триединстве Бога. Они признают единого и единственного Бога Иегову. Христос —это не Бог и не равен Богу, а сын и посланник Бога. Христос считается духовным существом, у которого нет видимых качеств. Христос — главный «свидетель», т.е. представитель Бога на земле. «Дух святой» объявляется силой, исходящей от Иеговы.
Иеговисты отрицают веру в нематериальную душу, которая может существовать отдельно от тела и улететь на небо после смерти человека. Душа не является бессмертной и умирает вместе с телом. Умершие не возносятся на небо, а остаются в могилах. Согласно иеговистским представлениям, не существует «царства небесного», загробной жизни, чистилища, рая, ада с его вечными мучениями и т.д. Однако иеговисты развивают свою идею воскрешения. Умирают навсегда лишь враги бога Иеговы. Что же касается верных его последователей, то они будут находиться в своих могилах лишь до тех пор, пока Иегова не выведет их из состояния смерти, после чего они воскреснут телесно и будут жить в тысячелетнем царстве Иеговы, которое он установит на земле.
Итак, христианская религия сформировалась в период перехода Рима от одной общественно-экономической формации к другой как следствие социально-экономических преобразований римского общества. Христианство уравняло всех людей независимо от их имущественного положения, места в системе социальных отношений, национальных, расовых и других различий. Она обещает людям вознаграждения после смерти в обмен за терпение и унижение в земной жизни.
Своим вероучением, праздниками и обрядами христианство воспитывает верующих в необходимости подчиняться существующей власти. Христианство, как и все другие религии, не представляет единого целого. По мере распространения его в разных странах и в разных социальных условиях появляются своеобразные христианские системы, существенно отличающиеся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Порою, они враждебно относятся друг к другу.
1. Почему христианство относится к мировым религиям?
2. Назовите главные особенности православия и католицизма. (Обратите внимание на историю раздела христианской церкви, вероучение, культ, обряд).
3. Каковы наиболее характерные черты современного сектантства?
4. Каковы характерные черты современной идеологии русского православия?
5. Назовите основные течения протестантизма.
6. Почему протестантизм является буржуазной разновидностью христианства?
7. Назовите идейные предпосылки возникновения христианской религии.
8. Охарактеризуйте основы вероучения христианства.