Возникновение христианства и его сущность.

Литература

Темы рефератов

Направления в буддизме

Наиболее древней формой буддизма считается тхера-вада (европейское название хинаяна) — «узкая колесни­ца», «узкий путь спасения». Основной принцип хинаяны уход от мирской жизни в монашескую общину (сангха). Другим направлением индийского буддизма стал тантризм, или ваджраяна. Это общее название различных школ и направлений. В основе лежит поклонение некоему половому энергетическому началу, мужскому или женско­му Религиозные обряды основаны на йогической практике.


За пределами Индии широкое распространение полу­чил буддизм в виде махаяны («большая колесница», «ши­рокий путь спасения»). Махаяна предлагает спасение всем верущим, а не только монахам. Именно поэтому махаяна достаточно распространена. В махаяне распространен культ бодхисаттва, будущих будд. К ним можно обращаться с молитвами.

Разновидностью махаяны является ЛАМАИЗМ, Возник­ший в Тибете, он распространился и на территорию Рос­сии. Существует в Калмыкии, Туве, Бурятии. Центр нахо­дится около Улан-Удэ в Иволгинском дацане. Специфика ламаизма в том, что он соединил культ буддизма с местными культами. Характерная черта ламаизма — культ хубилганов (живых богов) и широкое распространение институ­та лам (монашество). Очень красочный ритуал.

За рубежом буддизм также широко распространен, на­пример, в виде дзэн-буддизма.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем специфика мировых религий?

2. Исторические условия и время возникновения буддизма.

3. Вероучение и культ хинаяны.

4. Вероучение и культ махаяны.

5. Вероучение и культ ламаизма.

6. В чем специфика учения тантризма?

 

1. Особенности мировых религий.

2. Возникновение буддизма.

3. Сказания о Сиддхарте Гаутаме.

4. Состав и содержание Типитаки.

5. Философско-религиозные школы в буддизме.

6. Дзэн-буддизм. Вероучение и культ.

7. Буддизм в Китае.

8. Буддизм в Японии.

1. Дхаммапада. — М., 1998.

2. Основы религиоведения. — М., 1998.

3. Васильев Л.С. История религии Востока. — М, 1998.

4. Корнев В.И. Буддизм — религия Востока. — М., 1990

5. Кочетов АН. Буддизм. — М., 1983.

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М.,1986.

7. Буддизм. Словарь. — M., 1992.

8. Мифологический словарь. — М., 1990.

9. Мифы народов мира. Тт. 1,2. — М., 1980.

10. Религии мира. Энциклопедия. В 2-х т. — М., 1998—1999г.

11. Ольденбург. Жизнь Будды. — М., 1997.

 

 

ЛЕКЦИЯ 9 Христианство

Приступая к изучению данной темы, студент должен уяснить, что все современные религии можно условно разделить на три группы; мировые, национальные и племенные. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Их возникновение связано с крупными историческими переворотами в общественной жизни, в миро­вой истории. Так, например, христианство явилось идеологическим выражением краха античных порядков, краха рабовладельческого способа производства. Мировые peлигии отличались пропагандистским характером. Они уравняли всех людей перед Богом, отказались от прежней национальной замкнутости, от специфических национа­льных обрядов, заменив прежнюю, сложную и дорогую об­рядность относительно простой и доступной. Эти религии несли в себе целый ряд космополитических идей. Они от­бросили национальные перегородки, заменив националь­ные деления религиозным, нивелировали социальные и классовые различия

Самая крупная мировая религия, насчитывающая до 1 млрд. 400 млн. последователей, — христианство, зародилась на территории восточной части Римской империи в I первом веке нашей эры.

Христианская церковь учит, что христианство имеет божественное происхождение. Оно было провозглашено сыном Божьим Иисусом Христом от имени Бога-Отца в целях спасения человечества от греха. Возложив грехи людей на себя, Христос принял мученическую смерть во имя их искупления. Христос проповедовал христианские нор­мы поведения, в целом христианский образ жизни. В хрис­тианстве за столетия его существования сложилось вероу­чение, культи организация (церкви) с профессиональны­ми служителями культа.

Выяснив позицию церкви по проблемам возникнове­ния религии, студент должен иметь понятие по рассматри­ваемой теме с позиций науки. Наука установила, что появление христианства было обусловлено рядом социальных и идеологических причин. Настроения подавленности, отчаяния и безисходности, вызванные условиями жизни Римских народов и классов, способствовали распространению мессианских идей, получивших широкую популярность в среде «страждущих и обремененных». Существовавший в то время в Риме политеизм не мог увлечь бесправное и обездоленное разноплеменное население импе­рии. Политеизм был идеологией рабовладельческого строя и не вызывал симпатии и поддержки масс. Именно поэтому новая религия, провозглашавшая равенство всех людей, пропагандировавшая возможность всеобщего спасения простым и доступным способом, получила быстрое распространение и довольно скоро проникла во все слои римского общества. Идейной основой христианства явились разного рода религиозные и философские доктрины. В их числе следует назвать иудаизм и митраизм. Из них христианство заимствовало представления о мессии, о страдающем, умирающем и воскрешающем Боге, таинства и обряды. Наиболее важной философской основой являются иудейский платонизм и римский стоицизм. Первый стал источником христианского вероучения, а второй — основой христианской нравственности. Христианство как идеология протеста против социальной несправедливости выдвинуло в качестве основы для изменений условий жизни людей иллюзорные средства, удовлетворившие духовные потребности различных слоев римского общества.

Если первоначальное христианство состояло из низ­ших слоев общества, то во втором и в третьем веках в ряды христиан влились представители имущих классов. На­строения пессимизма и обреченности в условиях кризиса экономической и политической жизни Рима вполне соответствовали и некоторой части римской элиты. Вместе с вступлением знати в христианские общины меняется их социальный состав. Это привело к эволюции христиан­ской идеологии, к отказу от бунтарских настроений.

К тому же с появлением имущества в общинах стали избирать из числа наиболее зажиточных христиан служителей — епископов, дьяконов. Так появилась церковная иерархия — высшее и низшее духовенство. Возросший клир отошел от демократических принципов первонача­льного христианства и укрепил союз с императорской властью. В 313 году римский император Константин своим указом сделал христианств года оно стало государственной религией. Через год, в 325; году, под его председательством был проведен первый Вселенский Собор христианских церквей в г. Никее, полу­чивший название первого Вселенского Никейского собо­ра, на котором был принят символ веры и канонизирована Библия. Начиная со 2-го столетия христианство устанав­ливает и утверждает свое вероучение и культ. С этой целью собирались Вселенские соборы. Таких Вселенских собо­ров, признаваемых православием и католицизмом, было, семь.