Вероучение и культ буддизма

Происхождение буддизма

Литература

1. Авеста. - М., 1993.

2. Библия - М., 1976.

3.Бог-человек — общество в традиционных культурах Востока.— М., 1993.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М.,1970

5. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1983, 1998.

6. Гусева Н.Р. Джайнизм. — М., 1968.

7. Гусева Н.Р. Индуизм. — М., 1977.

8. Дао и даосизм в Китае. — М., 1982.

9. Крывелев И.А. История религии. В 2-х т. — М., 1988.

10. Мифоиогический словарь. — М., 1990.

11. Религии мира. Энциклопедия. В 2-ХТ. — М., 1998—1999.

12. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. —М., 1987.

13. Кулаков А.Е. Религии мира. — М., 1996.

ЛЕКЦИЯ 8. Особенности мировых религий. Буддизм

Поворотным пунктом в истории религий явилось возникновение мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Это связано с изменениями в жизни народов, буд­дизм возник в VI—Vbb. до н.э. как идеология крупных рабовладельческих государств, в недрах которых уже началось зарождение феодальных отношений. Христианство возникло в I в. н.э. в эпоху экономического и политического кризиса многонациональной рабовладельческой Римской империи. Ислам сложился в VII в., когда среди арабских племен начался переход к феодализму.

Главной особенностью мировых религий, по сравне­нию с национальными, является их космополитизм. Они, обращены ко всем народам, независимо от национальной; принадлежности, упростили культ, отказались от специфически национальной обрядности, затруднявшей новообращения в прежних религиях. Мировые религии обещают ра­венство всем, независимо от социальной принадлежности.

Буддизм — самая древняя мировая религия. Возникает в середине 1-го тыс. до н.э. в Индии и, впоследствии зна­чительно видоизменяясь, распространился за се пределами, в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Существует и в России в виде ламаизма.

Основателем буддизма, согласно традиции, считается сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть «будда» (санскр. — «просветленный»,«достигший истины»). Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классо­вого гнета, расслоение общества, зарождение рабовладель­ческих государств. Существовавшее кастовое неравенство считалось наследственным. Буддизм возникает на основе ведической религии и брахманизма. Но в противовес им провозглашает равенство, однако не социальное, а равенство в спасении. Одновременно проповедует смирение, покорность, примирение с действительностью.

Основные положения вероучения изложены в канони­ческом сборнике Типитака (санскрт. «Трипитака» — три корзины). По буддийским представлениям, Будда не явля­ется творцом и правителем мира. Он лишь просветляет че­ловека, открывает ему путь истинного познания. Буддий­ский пантеон насчитывает тысячи будд, бодхи-сатв (су­ществ, достигших спасения, но продолжающих прини­мать участие в спасении людей), богов местных религий и т.д. Все боги делятся на добрых и злых.

С точки зрения буддизма, все в мире является следст­вием бесконечного движения дхарм, которые представля­ются в виде духовных нематериальных частиц. Различные комбинации движущихся дхарм создают предметы, жи­вотных, человека. Распад данной комбинации дхарм ведет к смерти. Однако дхармы не исчезают, а объединяются в новые комплексы, в результате чего происходит перерождение. От положительных или отрицательных деяний человека зависит лучшее или худшее перерождение. Форма нового перерождения зависит от кармы, или закона, согласно которому все поступки человека имеют последствия его будущей жизни после смерти. Если человек несчастлив, значит, в прежних перерождениях он вел несправедливый образ жизни. Бесконечный процесс пере­дним называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни, согласно буддизму, является слияние с Буддой, т.е. погружение в нирвану сверхбытие). Один из главных догматов буддизма — догмат о страдании. Он сформулирован в четырех «великих истинах», открывшихся Гаутаме. Первая истина: жизнь есть страдание. Вторая истина: существуют причины страдания. Таковыми являются удовольствия, желание счастья. Третья истина предлагает пути избавления от страданий. Для этого необходимо подавить все желания. Четвертая истина рекомендует соблюдение основных условий для избавления от страданий: правильная вера, правильное поведение и т.д.

Важным учением в буддизме является догмат о нирване. В буддийской литературе нирвана рассматривается как состояние вечного покоя, бесконечного блаженства. Нирваны могут достигнуть только те, кто строго выполняет религиозные и нравственные предписания.

В буддизме нет сложной обрядности, как в брахманиз­ме. Культ упрощен, нет жертвоприношений. Культ отправляется мирянами и монахами.