Конфуцианство
Сикхизм
Джайнизм
Джайнизм — одна из национальных религий Индии,: возникшая в VI в. до н.э. По преданию, учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых — Вардхамана Маха-вара (прозванный Джина). Джина означает победитель, тот, кто победил карму и нашел пути спасения. Джайны поклоняются своим пророкам как божествам. Центральным в учении джайнизма является представление о вечной душе, которая может последовательно вселяться в различные материальные тела. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. Главный принцип в джайнской этике — ахимса — нанесение вреда живым существам. Существуют два основных направления: дигамбары, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, проповедующие менее аскетический образ жизни. Джайны составляют около 1% индийского населения, занимаются предпринимательской деятельностью, играя значительную роль в экономической жизни Индии.
Термин сикхизм в переводе с санскрита означает: — сикх — ученик. Религия возникла в XVI веке в Северо-Западной Индии и отразила протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя. Основатель гуру (учитель) Нанак (1469—1539). Сикхизм стал знаменем в борьбе против империи Великих Моголов, которая завершилась созданием государства сикхов. Просуществовало до 1849 г., до колонизации англичанами. Сикхи признают единого неперсонифицированного бога. Все явления окружающего мира — лишь проявление высшей воли творца. Признавая всех людей равными перед богом, сикхи отреклись от ортодоксального индуизма. Вероучение сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (буквально «Господин книга»), которая содержит наставления и жизнеописание гуру, является источником учения и объектом богослужения. Сейчас в Индии около 14 млн. последователей этой религии.
Конфуцианство — национальная религия Китая, основателем которой считается философ Кун-цзы, или Конфуций 551-479 гг. до н. э.). Имеет последователей в Корее, Японии и некоторых других странах. Источник конфуцианства -«Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция (VI в.до н.э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно этойрелигии, в обществе действует закон «жэнь», ниспосланный небом.
Небо есть некая высшая сила, высший закон. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» — нормы общественного поведения, традиции, обряды, ритуалы. Конфуцианство оправдывает власть «благородных», богатых над простым народом. По мере превращения конфуцианства из этико-философской системы в религию Конфуций был обожествлен. Данная религия отличается от многих
других отсутствием жречества, сводится к строгому соблюдению обрядов. Очень силен культ предков. Каждая семья имеет свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. В настоящее время традиционные нормы и институты конфуцианства широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.