Племенные религии.
Религиозные верования периода родового строя отличались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким животным.
В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени.
На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возникшие к этому времени представления о посмертном существовании души породили веру в то, что умершие сородичи продолжают оказывать влияние на жизнь племени и после: смерти. Необходимо отметить, что в эпоху раннеродового строя религиозные верования и культ отражали реальное равенство соплеменников. В культовой деятельности участвовали все члены племени.
Разложение родоплеменных отношений привело к существенным изменениям в характере религиозных верований. Углубляется социальная дифференциация. В руках отдельных общинников накапливаются материальные богатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменники. Люди начинают все более остро ощущать свою зависимость не только от сил природы, но и от складывающихся общественных отношений. Выделение вождей приводит к тому, что их начинают почитать. Им приписывается не только реальное, но и сверхъестественное могущество. Продолжающееся социальное расслоение внутри племенной общины находило отражение в религиозных представлениях. Ранее аморфные, безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются специфические функции и определенные формы хозяйственной деятельности. Возникает иерархия духов. Появляется полидемонизм — почитание множества духов.
С появлением раннеклассового государственного строя формируется идея племенного бога-воителя. В дальнейшем, по мере объединения племен, складывается политеизм (многобожие). Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Имущественное неравенство наложило отпечаток и на представления людей о загробном мире. Посмертное существование стало рассматриваться как продолжение земной жизни. Отсюда пышные захоронения с жертвоприношениями. Изменилось и положение служителей культа. Жречество все более и более стало привилегированным сословием. Нередко они наследуют свою профессию. Возникает умилостивительный культ, в котором огромную роль приобретают жертвоприношения. Появляются постоянные святилища и храм, жрецы вместе с сородичами образуют родоплеменную верхушку.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие имеются концепции происхождения религии?
2. Что такое ранние формы религиозных верований и в чем их специфика?
3. В чем специфика мировых религий?