Племенные религии.

Религиозные верования периода родового строя отли­чались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основ­ным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким живот­ным.

В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени.

На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возник­шие к этому времени представления о посмертном сущест­вовании души породили веру в то, что умершие сородичи продолжают оказывать влияние на жизнь племени и после: смерти. Необходимо отметить, что в эпоху раннеродового строя религиозные верования и культ отражали реальное равенство соплеменников. В культовой деятельности уча­ствовали все члены племени.

Разложение родоплеменных отношений привело к су­щественным изменениям в характере религиозных веро­ваний. Углубляется социальная дифференциация. В руках отдельных общинников накапливаются материальные бо­гатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменни­ки. Люди начинают все более остро ощущать свою зависи­мость не только от сил природы, но и от складывающихся общественных отношений. Выделение вождей приводит к тому, что их начинают почитать. Им приписывается не то­лько реальное, но и сверхъестественное могущество. Про­должающееся социальное расслоение внутри племенной общины находило отражение в религиозных представле­ниях. Ранее аморфные, безличные духи наделяются име­нами, за ними закрепляются специфические функции и определенные формы хозяйственной деятельности. Воз­никает иерархия духов. Появляется полидемонизм — почи­тание множества духов.

С появлением раннеклассового государственного строя формируется идея племенного бога-воителя. В даль­нейшем, по мере объединения племен, складывается по­литеизм (многобожие). Во главе политеистического панте­она обычно оказывался бог племени-гегемона. Имущест­венное неравенство наложило отпечаток и на представле­ния людей о загробном мире. Посмертное существование стало рассматриваться как продолжение земной жизни. Отсюда пышные захоронения с жертвоприношениями. Изменилось и положение служителей культа. Жречество все более и более стало привилегированным сословием. Нередко они наследуют свою профессию. Возникает умилостивительный культ, в котором огромную роль приобретают жертвоприношения. Появляются постоянные святилища и храм, жрецы вместе с сородичами образуют родоплеменную верхушку.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие имеются концепции происхождения религии?

2. Что такое ранние формы религиозных верований и в чем их специфика?

3. В чем специфика мировых религий?