Формы первобытных верований.
Концепции происхождения религии.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.
2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.
3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.
4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.
6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.
7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.
8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.
9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.
10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986.
11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута в теологии и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма». Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844—1912) в его книге «Становление религии». Позже она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868—1954) в его работе «Происхождение идеи Бога». Суть концепции «прамонотеизма» состоит в том, что в верованиях отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии. Лишь впоследствии к ней приплетались элементы древних религий. Однако научные исследования показали, что монотеизм — вера в единого Бога — появился на гораздо более поздней ступени развития человечества.
Была выдвинута гипотеза о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание не было подготовлено для создания абстракций, в том числе религиозных.
Трудность решения данного вопроса связана с тем, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится появление человека разумного, который отличался от своих предшественников физическим строением, психологическими качествами, был способен к созданию понятий. О существовании религиозных верований в тот период свидетельствует практика захоронения первобытных людей. В могилы клали утварь, украшения, оружие, что говорит о том, что первобытные люди наряду с реальным миром считали, что существует потусторонний мир. Говорят об этом и наскальные рисунки.
Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от португальского слова fetico — магическая вещь). Термин введен французским ученым Шарлем де Броссом в его труде «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность помогать, предохранять от злых сил, врагов. Фетишем мог стать любой объект: камень, дерево и т.д. Позднее человек стал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок или изваяний (идолов). Элементы фетишизма сохранились до сих пор.
Древнейшей формой религии является тотемизм (от языка североамериканских индейцев, что означает «его род»). Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между определенной группой людей и видом животных, растений. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились особенности кровнородственных отношений первобытного общества. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую природу. Тотем считался предком рода. Студентам надо обратить внимание на существование табу на поедание тотема у одних народов, и, наоборот, на необходимость, например, перед охотой съесть кусок мяса тотемного животного. Считалось, что сила тотема перейдет на охотника. Позднее на основе тотемизма появляется зоолатрия — поклонение животным и теротеизм — обожествление животных.
К ранним формам религии относится магия (от греч. — колдовство, чародейство) — совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Магические приемы разнообразны. По целевому направлению принято различать: производственную, лечебную, вредоносную, любовную и т.д.
Нa стадии первобытнообщинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от лат. - душа) — это вера в духовные сущности, заключенные и предметах или существующих от них. Анимистические представления возникали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание людьми собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, воспринимавшихся как деятельность независимой oт тела души. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность ее существования после смерти.
Преподавателю необходимо отметить, что, возникнув на зape человеческой истории, первобытные формы верований с изменением общественных условий жизни полностью не исчезли. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до сих пор вера в амулеты, талисманы является не чем иным, как первобытным фетишизмом. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий.