Определение религии.

Литература

Темы рефератов

1. Становление и эволюция религиоведения как научной дисциплины.

2. Философия религии.

3. История религии.

4. Психология религии.

5. Методы исследования в религиоведении.

 

1. Основы религиоведения. Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Борункова, И.Н. Яблокова. — М., 1998.

2. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1994. _

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М 199/.

4. Самыгин С., Печипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Рос­тов-на-Дону, 1996.

5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

 





ЛЕКЦИЯ 2 . Понятие и сущность религии

Прежде всего, следует отметить, что как элемент духов­ной жизни религия представляет собой сложное и многооб­разное явление. На протяжении тысячелетий она играла зна­чительную роль в жизни людей. Поэтому многие мыслители прошлого времени пытались определить это явление, выра­зить его сущность, в результате чего помнилось большое ко­личество дефиниций религии. Вследствие различных целей, которые ставили перед собой авторы работ по религии, и не­совпадения их позиций по отношению к религии сложилась довольно пестрая картина всевозможных определений. Здесь и связь человека с Богом, и связь человека с человеком, связь между «я» и «ты», связь людей в обществе, вера в сверхъ­естественное, и вера в абсолютное добро и т.д.

При всей пестроте и многообразии определений рели­гии можно обнаружить присущие всем им одинаковые черты. А именно — это различные формы связей человека с природой, обществом, вера в сверхъестественное и т.д.

В генезисе слово религия имеет свою основу от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом. Другие религии христианство считало суевериями. К вопросу о появлении религии точно так же, как в де­финициях, существуют различные мнения. Прежде всего, нужно отметить церковное утверждение об имманентно­сти религии внутреннему миру человека, то есть человек рождается с религией, данной ему Богом, и это понимание следует принимать на веру без всяких доказательств.

Часть философов генезис религии видят в обмане од­них людей другими. Таким образом, приобрела жизнь тео­рия обмана. Она исходит из того, что в древности нашлись умные обманщики, которые в корыстных целях ввели в за­блуждение народные массы.

Существует в религиоведении субъективистская кон­цепция, созданная американским прагматистом У. Джем­сом. Он рассматривал религию как порождение индивиду­ального сознания, как спонтанно возникающие субъек­тивные переживания. Многие западные религиоведы развивают данную теорию. Так, американский психолог Г. Олпорт абсолютизирует субъективные особенности рели­гиозных переживаний и представлений, свойственных от­дельному человеку. Получается, что каждый верующий имеет свою собственную религию. Субъективистская концепция неприемлема для теологов, так как она, во-первых, исходит из того, что религия есть порождение индивидуа­льного человеческого сознания, а не продукт божествен­ного откровения, и, во-вторых, подрывает концепцию ис­тинной религии и церкви как ее единственной носитель­ницы.

Распространена среди философов антропологическая трактовка религии. Согласно ей, религию можно объяс­нить, исходя из человеческой природы. Видным предста­вителем антропологической концепции в прошлом был Л. Фейербах. Он пытался рассматривать всякую религию как отражение человеческого бытия. Согласно его точке зре­ния, не Бог создал человека, а человек создал Бога по свое­му образу и подобию. Л. Фейербах считал, что в сфере ре­лигии человек отделяет от себя собственные качества и пе­реносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — Бога. Антропологическая трактовка — это шаг вперед в понимании религии. Религия в противополож­ность теологическим теориям рассматривалась как про­дукт человеческой фантазии, воображения. Однако дан­ный подход представлял человека вне исторических, вне реаль­ных общественных отношений. Отсюда и религия пони­малась вне определенных социальных отношений.

В современном религиоведении распространены и биологизаторские концепции. Религия трактуется как по­рождение человеческих инстинктов, как особая форма ре­агирования человека на окружающую среду. Поскольку религия рассматривается как следствие биологических свойств человека, а последние сохраняются в любом обществе, то делается вывод о вечности религии. Одним из ва­риантов биологизаторской концепции религии следует считать ее трактовку фрейдизмом и неофрейдизмом.

Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд пытался определить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и использовал для объяснения религии.

В современном религиоведении существует социоло­гическая концепция религии, основоположником кото­рой является французский социолог Э. Дюркгейм. Его по­нимание религии тесно связано с пониманием общества в целом. Э. Дюркгейм подчеркивал социальную природу ре­лигии, рассматривал божество как персонификацию со­циального целого. Он исходил из того, что основой, обес­печивающей целостность любого общества, является об­щественное сознание: общие нормы, ценности, верова­ния, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трак­товке религии, отождествив ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые пред­ставления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают ин­дивида с обществом, подчиняют его последнему. Выводом из концепции Э. Дюркгейма был тезис о вечности рели­гии необходимости ее в любом обществе.

Марксистская концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социаль­но-психологическое явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех общественных отношений, которые ее порождают, а также исходя из психологии самого чело­века. Классическое определение религии дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Как и любая форма общественного сознания, религия по-своему отражает объективные условия жизни людей, их общественное бытие. В определении Ф. Энгельса ука­зывается, что религия отражает господство реальных зем­ных сил над людьми, которые превращаются сознанием в неземные. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окру­жающую природу и собственные отношения.