Определение религии.
Литература
Темы рефератов
1. Становление и эволюция религиоведения как научной дисциплины.
2. Философия религии.
3. История религии.
4. Психология религии.
5. Методы исследования в религиоведении.
1. Основы религиоведения. Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Борункова, И.Н. Яблокова. — М., 1998.
2. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1994. _
3. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М 199/.
4. Самыгин С., Печипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону, 1996.
5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 2 . Понятие и сущность религии
Прежде всего, следует отметить, что как элемент духовной жизни религия представляет собой сложное и многообразное явление. На протяжении тысячелетий она играла значительную роль в жизни людей. Поэтому многие мыслители прошлого времени пытались определить это явление, выразить его сущность, в результате чего помнилось большое количество дефиниций религии. Вследствие различных целей, которые ставили перед собой авторы работ по религии, и несовпадения их позиций по отношению к религии сложилась довольно пестрая картина всевозможных определений. Здесь и связь человека с Богом, и связь человека с человеком, связь между «я» и «ты», связь людей в обществе, вера в сверхъестественное, и вера в абсолютное добро и т.д.
При всей пестроте и многообразии определений религии можно обнаружить присущие всем им одинаковые черты. А именно — это различные формы связей человека с природой, обществом, вера в сверхъестественное и т.д.
В генезисе слово религия имеет свою основу от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом. Другие религии христианство считало суевериями. К вопросу о появлении религии точно так же, как в дефинициях, существуют различные мнения. Прежде всего, нужно отметить церковное утверждение об имманентности религии внутреннему миру человека, то есть человек рождается с религией, данной ему Богом, и это понимание следует принимать на веру без всяких доказательств.
Часть философов генезис религии видят в обмане одних людей другими. Таким образом, приобрела жизнь теория обмана. Она исходит из того, что в древности нашлись умные обманщики, которые в корыстных целях ввели в заблуждение народные массы.
Существует в религиоведении субъективистская концепция, созданная американским прагматистом У. Джемсом. Он рассматривал религию как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания. Многие западные религиоведы развивают данную теорию. Так, американский психолог Г. Олпорт абсолютизирует субъективные особенности религиозных переживаний и представлений, свойственных отдельному человеку. Получается, что каждый верующий имеет свою собственную религию. Субъективистская концепция неприемлема для теологов, так как она, во-первых, исходит из того, что религия есть порождение индивидуального человеческого сознания, а не продукт божественного откровения, и, во-вторых, подрывает концепцию истинной религии и церкви как ее единственной носительницы.
Распространена среди философов антропологическая трактовка религии. Согласно ей, религию можно объяснить, исходя из человеческой природы. Видным представителем антропологической концепции в прошлом был Л. Фейербах. Он пытался рассматривать всякую религию как отражение человеческого бытия. Согласно его точке зрения, не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Л. Фейербах считал, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — Бога. Антропологическая трактовка — это шаг вперед в понимании религии. Религия в противоположность теологическим теориям рассматривалась как продукт человеческой фантазии, воображения. Однако данный подход представлял человека вне исторических, вне реальных общественных отношений. Отсюда и религия понималась вне определенных социальных отношений.
В современном религиоведении распространены и биологизаторские концепции. Религия трактуется как порождение человеческих инстинктов, как особая форма реагирования человека на окружающую среду. Поскольку религия рассматривается как следствие биологических свойств человека, а последние сохраняются в любом обществе, то делается вывод о вечности религии. Одним из вариантов биологизаторской концепции религии следует считать ее трактовку фрейдизмом и неофрейдизмом.
Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд пытался определить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и использовал для объяснения религии.
В современном религиоведении существует социологическая концепция религии, основоположником которой является французский социолог Э. Дюркгейм. Его понимание религии тесно связано с пониманием общества в целом. Э. Дюркгейм подчеркивал социальную природу религии, рассматривал божество как персонификацию социального целого. Он исходил из того, что основой, обеспечивающей целостность любого общества, является общественное сознание: общие нормы, ценности, верования, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трактовке религии, отождествив ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Выводом из концепции Э. Дюркгейма был тезис о вечности религии необходимости ее в любом обществе.
Марксистская концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социально-психологическое явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех общественных отношений, которые ее порождают, а также исходя из психологии самого человека. Классическое определение религии дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Как и любая форма общественного сознания, религия по-своему отражает объективные условия жизни людей, их общественное бытие. В определении Ф. Энгельса указывается, что религия отражает господство реальных земных сил над людьми, которые превращаются сознанием в неземные. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окружающую природу и собственные отношения.