Цели и задачи курса «Религиоведение».

Методы исследования в религиоведении.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов позна­ния. Как и в любой науке, в ней применяются общефило­софский, социальный, специальные теоретические и эм­пирические методы: диалектика, системный метод, ана­лиз, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирова­ние, гипотеза, наблюдение и т.д.

В соответствующих разделах, кроме названных, испо­льзуются свои методы исследования религии. Так, в пси­хологии религии используют анализ биографий, проек­тивные тесты, личностные опросники, методы исследова­ния установок, социометрию и т.д.

В религиоведении применяются также такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы.

Генетический подход — выводит последующие этапы развития религии из ее начальной формы. В ходе этого подхода важно отыскать промежуточные звенья в цепи эволюции религии.

Сравнительно-исторический подход — исходит из сопо­ставления этапов развития одной и той же религии в раз­личные моменты времени, разные религии, существовав­шие одновременно, но находящиеся на разных этапах раз­вития. Большое значение имеет сравнение биографий основателей религий (например, Будды и Христа).

Сравнительно-функциональный подход — направлен на раскрытие и функционирование той или иной религиозной системы. Данный подход дает возможность показать соотношение элементов религии с другими социальными системами.

Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманизацию образования, овладение достижени­ями мировой и отечественной культуры, свободное само­определение студенческой молодежи в мировоззренче­ских позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональ­ной подготовке студентов, готовящихся к научной, педа­гогической, правовой, психологической деятельности. В высших учебных заведениях преподается немало обще­ствоведческих дисциплин — философия, история, культу­рология, этика, социология, политология, правоведение, психология и т.д. Религиоведение конкретизирует гумани­тарные знания студентов применительно к анализу рели­гии.

В этом курсе не только раскрываются теоретические положения о религии, но и дается информация о сущест­вующих конфессиях, их роли в общественной жизни, в по­литике, праве, психологии.

Курс «Религиоведение», давая представление о рели­гии, способствует выработке студентами своих мировоз­зренческих позиций. Осваивая эту дисциплину, студент получает навыки общения с людьми иных мировоззренче­ских позиций.

Религиоведение своими средствами способствует реа­лизации свободы совести, то есть выбора религии или сво­бодомыслия.

Данный курс имеет значение для утверждения гумани­стических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия между людьми различных нацио­нальностей и вероисповеданий.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как возникла наука «Религиоведение»?

2. Кто является основоположником религиоведения?

3. Назовите основные разделы религиоведения, раскройте их сущность.

4. Какие методы и подходы использует данная наука?

5. Какова цель предмета «Религиоведение»?