Христианская Церковь в раннее средневековье.

Распространению христианства способствовало то обстоятельство, что помимо создания новой концепции мировоззрения оно создавало уникальную для Европы социальную организацию. Принадлежность к церкви давало не только моральную но и материальную поддержку. На первых этапах своей мощной идеологией христианство являлось главным конкурентом государственной власти. Отчасти этот фактор оказал влияние на кровопролитную борьбу языческих государств с христианством. (Гонение на христиан). Приемники Диоклетиана осознали политический потенциал церкви и пытаются установить с ней союз. В 313 г. императоры Лициний и Константин издали знаменитый Медиоланский (Миланский) эдикт.Он предоставлял свободу христианского вероисповедания. Вскоре в 323г. христианин стал консулом. Не смотря на оказываемую поддержку государством церкви, она не имела общей организации. В этой связи, после того как Константин I стал единовластным правителем в 323г он инициировал созыв церковного собора. Церковный собор должен был быть главным инструментом создания Вселенской церкви. Вселенский собор отличался тем, что именно они должны были призваны дать точное общецерковное определение по основным вопросам христианского вероучения , истинам веры (догматики) и правилам церковной организации (каноны). Формирование догматических и канонических основ церкви происходило при последствии деятельности великих отцов церкви.

В 325 г. в Никее, с целью уладить спорные богословские вопросы, упорядочить богослужение и церковную догматику, под эгидой императора КонстантинаI был созван I Вселенский собор (т.е. собрание всего высшего христианского духовенства). На этом соборе был выработан «символ веры» (Символ веры краткое официальное изложение сути христианского учения Епископии, митрополии), произведен отбор и канонизация священных для христиан книг. Кроме того, были определены обязательные правила поведения церкви. Всех несогласных с принятыми решениями объявляли еретиками.

В 381г. христианство было провозглашено государственной религией. Начавшееся еще до 4в. формирование на территории Римской Империи церковных диоцезов, епископии и метрополии, окончательно оформилось лишь при поддержке государства. Наибольшее значение приобрели диоцезы Рима Александрии и Антиохии - их старшинство было утверждено Первым (Никейским) Вселенским собором (325 г.). В конце 4в. ранг патриарха получил епископ Константинополя. Общие территориальные пределы юрисдикции константинопольского патриарха и его почетное первенство на равнее с Римом было установлено Алкедонским собором 451г. На нем же высшим диоцезомбыла отнесена иерусалимская церковь.Таким образом, сформировалось организация христианской церкви представленная управлением пяти патриархии. В последующем получивший название пентархии.

Второй Вселенский собор собравшийся в 381 г. в Константинополепродемонстрировал торжество Никенского символа веры не только над Арием, но и над учением эпископа Македония. Никейское вероопределение на Константинопольском соборе было расширено, получив в историографии название Никео-Цареградского

На третьем соборе в Эфесе в 431г. рассматривалось учение Константинопольского патриарха Нестория. Он отрицал божественную и признавал только человеческую природу Христа. Собор осудил учения Нестория.

Самым представительным собором был 4ый, прошедший в Халкидоне. Обсуждению подверглось учение Архимандрита., одного из константинопольских монастырей Евтихия (отрицал человеческую природу Иисуса).

Пятый (553) и Шестой (680) Вселенские соборы проходили в Константинополе.На них получило распространение учение монофелитов.

В 5,6в утвердились различия между Западной и Восточной церовью. Противоречия впервые проявились уже на первом вселенском соборе. Различия касались догматики организации управления, церковных обрядностей. В 9-10в. противоречия между Римом и Константинополем получило выражение в борьбе за конкретные территории.

Седьмой Вселенский собор состоялся в Никеи. На нем осуждению подверглись ересь и иконоборцев и принят догмат иконопочетания. Со временем трансформация христианства приобретала все большее могущество. За признание священства светской власти христианская церковь получала существенную материальную поддержку от государства. Церкви жаловались территории, привилегии, дозволялось создание собственной системы права, участвовала в создании светского права (право мертвой руки).

Западная церковь традиционно стремилась к приобретению функции светской власти. Восточная церковь находилась в гармоничном союзе светской и церковной власти. Сама церковь развивалась . В 6-7 в. окончательно было организованно монашество. В 7 веке монастыри получают всеобщее распространение. Объединяются крупные ресурсы, создаются первые духовные корпорации, ордена, формируются духовно рыцарские ордена (Тамплиеров).