Космография.

Мифология Буддизма.

 

П л а н

  1. Космография.
  2. Адские местопребывания.
  3. Местопребывания богов.
  4. Бодхисаттвология.
  5. Буддология.

 

 

Будда в своей проповеди избегал говорить о космологии. Однако буддизм как мировая религия не мог не выработать свой собственный взгляд на Вселенную. Об этом мы и поговорим сегодня. Буддийская космология тесно связана с мифологическими представлениями. Мифология буддизма столь обширна, что изложить её более или менее подробно в нашем курсе не представляется возможным. Поэтому мы дадим общую схему, а детально рассмотрим только учение о буддах и бодхисаттвах, которые представляются нам наиболее важными.

Космологическая проблематика буддизма представлена в сочинении Васубандху (ок. 410 – ок. 490 гг.) “Энциклопедия Абхидхармы”, в частности – в трактате “Учение о мире”. У Вселенной нет Творца, она есть результат совокупных действий (кармы) живых существ в прошлых рождениях.

В основе Вселенной располагается “круг ветра” – некая цилиндрическая форма, которая возникла благодаря совокупной карме живых существ. Это – материальная основа космических миров, в которых развёртывается тотальный принцип “всё есть страдание”. Таким образом, “круг ветра” – это материализованное страдание.

“Круг ветра” покоится в акаше – пространстве психического опыта. Акаша не имеет опоры. Вселенная как материальный мир возникает благодаря деятельности живых существ, и главную роль в этой деятельности играет сознание. Никто из живых существ не ставит своей целью породить Вселенную – это непланируемый результат прошлых существований. Таким образом, у Вселенной нет ни Творца, ни какой-либо цели существования.

Выше “круга ветра” располагается “круг воды”. Это также цилиндрическая форма, являющаяся результатом кармической деятельности живых существ. Вода пребывает в движении под действием ветра, порождённого совокупной кармой живых существ, и это движение способствует превращению поверхности круга воды в золото (Васубандху уподобляет этот процесс появлению пенки на кипящем молоке). Главным космогоническим агентом является ветер: благодаря ему облака проливаются дождём на твёрдый “круг ветра”, а на поверхности “круга воды” затвердевает “круг золота” – “золотая земля”.

На “круге золота”, расположенном над водой, возвышаются пять гор – Меру, Югандхара, Ишадхара, Кхадирака и Сударшана. В другом месте Васубандху сообщает, что на “круге золота” стоят восемь великих горных цепей, в центре которых – гора Сумеру (Меру). Внешняя горная цепь, называемая Ниминдхара, окружает остальные, подобно стене. За пределами Ниминдхары располагаются четыре континента. Гранцией этой малой вселенной служит железная горная цепь Чакравада. До этих пределов может простираться сакральная власть Чакравартина – Правителя Вселенной.

Гора Меру состоит из четырёх драгоценностей: её четыре стороны соответственно из золота, серебра, лазурита и хрусталя. Эти драгоценности образовались из взаимодействия золота и дождевых потоков, несущих в себе материальные потенции преобразования вещества. Четыре стороны Меру сияют, окрашивая небосвод соответственно цвету своего сияния. Над континентом Джамбудвипа, где живём мы с вами, небо кажется голубым, потому что к нему обращена лазуритовая плоскость Меру.

Все горы, кончая Чакравадой, погружены в воду и опираются на золотую землю. Между горами и горными цепями – семь прохладных морей, ограниченных извне горной цепью Ниминдхара. Эти восемь полноводных морей состоят из воды, обладающей восемью качествами – она прохладная, сладкая, лёгкая, мягкая, прозрачная, благовонная, не вредит горлу и не отягощает желудок. Первое из этих морей расположено между Сумеру и Югандхарой. Другие моря уменьшаются по своим размерам вдвое по сравнению с предыдущим. Между золотой горной цепью Ниминдхара и железной Чакравадой находится великий внешний океан, воды которого имеют солёный вкус. В этом солёном океане и расположены четыре континента, ориентированные по сторонам горы Меру.

Континент Джамбудвипа по своей форме подобен колеснице. В центре этого континента на земле из золота стоит алмазный трон. Сидя на троне, бодхисаттвы пребывают в состоянии йогического сосредоточения, подобном алмазу. Такое изменённое состояние сознания противостоит возникновению аффектов с твёрдостью алмаза. Единственное место, подходящее для этой практики – трон в центре Джамбудвипы.

На севере Джамбудвипы возвышаются три чёрных горы; если двигаться от них на юг, обнаруживаются ещё две горные преграды по три горы в каждой. За этими девятью горами располагается гора Химават, а за ней – гора с опьяняющим запахом. Ещё южнее расположено озеро Анаватапта (“Ненагреваемое”). Вода в озере имеет т.е. же восемь свойств, что и вода внутренних морей. Из озера вытекает река Ганг. Выйти к этому озеру нелегко для людей, которые не обладают сверхнормальными способностями. Поблизости от Анаватапты находится дерево Джамбу, от которого получил название материк. Его плоды сладки и очень приятны на вкус.

На востоке от Меру находится континент Пурвавидеха, имеющий форму полумесяца. На запад от Меру располагается круглый континент Годания. На севере – континент Уттаракуру, форма которого подобна сиденью. Внешний вид людей, которые населяют эти континенты, подобен конфигурации материка: “какова форма континента, такова и форма лица”.

Между четырёх основных материков находятся промежуточные. Их восемь: рядом с восточным материком Пурвавидеха – Деха и Видеха; рядом с северным – Куру и Каурава; рядом с западным – Гатха и Уттарамантрина; рядом с южным – Чамара и Авара. Васубандху говорит, что все эти промежуточные континенты населены людьми. Однако Махавибхаша утверждает, что один из них заселён ракшасами. Ракшасы – это ночные чудовища, которые преследуют людей и создают помехи в отправлении жертвенных ритуалов.