Лекция IV. Буддийская картина мира.

Век

Е гг.

Е гг.

Е гг.

Е гг.

-100

-240

-247

-250

-444/-380

-544/-480

-589/-525

-595/-531

-624/-560

Дж. Буллит. Краткая хронология буддизма тхеравады John Bullitt. Theravada Buddhism. A Chronological History.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

КОММЕНТАТОРЫ КАНОНА

НЕКАНОНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Состав Кхуддака-никаи

1. КХУДДАКАПАТХА - “Собрание коротких уроков” - сборник афоризмов, пользующихся непререкаемым авторитетом на Цейлоне

2. ИТИВУТТАКА - высказывания Будды по вопросам морали

3. СУТТА-НИПАТА - одна из самых старых частей канона, посвящена преимущественно вопросам этики

4. ДЖАТАКА - 547 рассказов о предыдущих рождениях Будды

5. БУДДХАВАНСА - жизнеописание Будды и 24 предществуюших ему будд (сравнительно поздний текст)

6. ДХАММАПАДА - шедевр буддийской этики

7. УДАНА - сборник 84 коротких стихотворений, приписываемых Будде

8-9. ТХЕРА - ГАТХА и ТХЕРИ - ГАТХА - собрание религиозных гимнов монахов и монахинь

10. ВИМАНАВАТТХУ - 83 легенды, объясняющие, как путем добродетельного поведения можно возродиться в мире богов

11. ПЕТАВАТТХУ - истории, рассказывающие о том, как недобродетельные люди перерождаются в мире голодных духов

12. НИДДЕСА - комментарий на “СУТТА-НИПАТУ”

13. ПАТИСАМБХИДАМАГГА - психологический сочинение в духе абхидхармических трактатов

14. АПАДАНА - Жизнеописания прежних монахов и монахинь

15. ЧАРИЯПИТАКА - пересказы историй из ДЖАТАК о том, как в предыдущих рождениях Будда реализовал десять совершенств

ВОПРОСЫ МИЛИНДЫ - изложение основ буддийского учения в виде беседы между греческим царём Менандром (ок. 125-95 гг. до н. е.) и буддийским монахом Нагасеной

ДИПАВАМСА (4 в.) - историческая хроника Цейлона

МАХАВАНСА (5 в.) - историческая хроника Цейлона

ВИСУДДХИМАГГА - “Путь очищения” (автор Буддхагхоша) - энциклопедия учения тхеравады

БУДДХАГХОША 5 в.

БУДДХАДАТТА 5 в.

ДХАММАПАЛА 5 в.

 

Примечание. Для событий ранее 250 г. до н. э. приведены две датировки: одна соответствует традиции Тхеравады, другая соответствует той хронологии, которая наиболее распространена в научной литературе.

Бодхисаттва, или будущий Будда, был рождён в Лумбини (на территории современного Непала) как Сиддхартха Готама, принц клана Шакьев

Бодхисаттва покинул дом отца (в возрасте 29 лет) в поисках истины.

Во время медитации под деревом Бодхи в лесу около селения Гая (ныне Бодхгая в Индии), во время майского полнолуния, Бодхисаттва становится Буддой (Пробуждённым)

Затем, во время июльского полнолуния, Будда произносит свою первую проповедь ("Сутра запуска колеса учения") и начинает свою 45-летнюю деятельность по распространению своего учения, которое он сам называл "Дхарма-Виная"

Париниббана (скр. паринирвана) - окончательное освобождение Будды в возрасте 80 лет. Начало буддийской эры.

Во время первого "летнего отрешения" (осёдлого пребывания сангхи во время сезона дождей), последовавшего после паринирваны Будды, был созван Первый Буддийский Собор. Он состоялся в Раджагахе (Раджагрихе), в Индии. Традиционно считается, что на этом соборе пятьсот архатов, возглавляемые Махакассапой (Махакашьяпой), собрали воедино основной корпус буддийского учения. Почтенный Упали изложил наизусть Виная-питаку, почтенный Ананда - Сутта-питаку.

Через сто лет после паринирваны Будды Второй Буддийский Собор был созван в Весали (Вайшали), чтобы обсудить спорные вопросы Винаи. На этом соборе произошёл первый раскол сангхи на общины Махасангхиков ("великая община") и Стхавиравадинов (сторонников "учения старейших"). Этот раскол положил начало тому движению в буддийской сангхе, которое позднее привело к возникновению буддизма махаяны.

Третий Буддийский Собор был созван императором Ашокой в Паталипутре, в Индии. Дискуссии по спорным вопросам доктрины привели к дальнейшим расколам в сангхе, были образованы школы Сарвастивадинов и Вибхаджавадинов. На этом соборе была оформлена третья корзина учения - Абхидхамма-питака, а также Кхуддака-Никая, вошедшая в Сутта-питаку. Формирование современного палийского канона было в основном закончено.

Император Ашока послал своего сына, почтенного Махинду, с целью принести буддийское учение на Цейлон. Правитель острова Деванампия Тисса был обращён в буддизм.

Почтенный Махинда основал Махавихару (Великий монастырь) в Анурадхапуре на Шри Ланке. Община Вибхаджавадинов, жившая здесь, стала известна как Тхеравадины. Сестра Махинды, почтенная Сангхамитта, прибыла на остров с побегом дерева Бодхи, под которым Будда достиг просветления, и основала женскую монашескую общину Шри Ланки.

Стихийные бедствия и раздоры в сангхе создали необходимость в письменной записи Трипитаки, для того, чтобы сохранить единство буддийской религии. Правитель острова Ваттагамани созвал Четвёртый Буддийский Собор, на котором пятьсот монахов из Махавихары записали Трипитаку на пальмовых листьях.

Буддизм Тхеравады впервые появляется в Бирме и центральном Таиланде.

Начало расцвета буддийского монашеского университета в Наланде, в Индии. В течение 1000 лет он оставался главным центром изучения буддийской религии и философии.

Почтенный Буддхагхоса на Шри Ланке создает огромный свод комментариев (Аттхакатха) почти ко всем произведениям палийского канона.

Монашеская община в Анурадхапуре исчезает в результате постоянных вторжений на остров завоевателей из Южной Индии.

Подъём Тхеравады в Пагане, Бирма.

Монахи из Пагана прибывают в Полоннаруву, Шри Ланка, чтобы восстановить уничтоженную линию Тхеравады на острове.

Полоннарува разрушена иноземным завоеванием

Монахи из Каччипурама, Индия, прибыли на Шри Ланку, чтобы возобновить линию посвящения Тхеравады.

Паган разграблен монгольскими завоевателями, начинается его упадок

Лесная линия посвящения из Шри Ланки прибывает в Бирму и Таиланд. Тхеравада распространяется в Лаосе.

Другая лесная линия посвящения из Шри Ланки прибыла в Аюдхаю, столицу Таиланда. Новая линия посвящения проникает также и в Бирму.

Бирманцы разрушают Аюдхаю. Король Таиланда Рама 1 получает со Шри Ланки копии палийского канона, чтобы восстановить в стране традицию Тхеравады.

Буддийская сангха на Шри Ланке постепенно приходит в упадок под давлением двухсотлетнего правления европейцев (португальцев, датчан, англичан). Короли Таиланда Рама 4 и Рама 5 проводостепенно приходит в упадок под давлением двухсотлетнего правления европейцев (португальцев, датчан, англичан). Короли Таиланда Рама 4 и Рама 5 проводят реформы в таиландской сангхе, которые привели к формированию сект Дхаммают и Маханикая.

Первый перевод "Дхаммапады" на европейский язык (немецкий).

Пятый Буддийский Собор проводится в Мандалае, Бирма. Палийский канон высекается на 729 мраморных плитах.

Сэр Эдвин Арнольд публикует свою эпическую поэму "Свет Азии", которая становится бестселлером в США и Англии. Публикация поэмы пробуждает интерес к буддизму у широкой аудитории.

Елена Блаватская и Генри Стил Олькотт, основатели Теософского общества, прибывают на Шри Ланку из США. Они принимают буддийскую веру и начинают компанию по возрождению буддизма на острове путём основания буддийских школ.

Т. В. Рис-Дэвидс основывает в Англии "Общество палийских текстов" (Pali Text Society) . Это общество публикует большую часть палийского канона в латинской транскрипции и затем, в течение последующих ста лет, в английских переводах.

В Коломбо, Шри Ланка, основывается Всемирное Братство Буддистов. На учредительном съезде присутствовали 500 делегатов из 26 стран. Был принят общий буддийский флаг и согласована дата празднования дня рождения Будды (майское полнолуние).

Буддизм Тхеравады проникает на Запад и достаточно успешно развивается там. Буддийские общины и монастыри основываются в США, Англии, Австралии и Канаде.