Сутта - питака
ВИНАЯ - ПИТАКА
Типитака
Схема палийского канона
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Типитака (пали, санскр. - Трипитака, букв. “Три корзины”) собрание текстов, образующих доктринальное основание буддизма тхеравады. Вместе с древними комментариями они образуют законченный корпус классических текстов тхеравады. Типитака записана на Цейлоне в 80 г. до н.е. в царствование Ваттагамани.
Палийский канон - очень обширное собрание текстов, в переводе на английский оно занимает несколько тысяч страниц. До сих пор не все произведения, входящие в канон, переведены на европейские языки.
Типитака состоит из трёх частей:
СУТТАВИБХАНГА содержит изложение и комментарии к правилам Пратимокши (дисциплинарного кодекса монахов).
КХАНДАКА содержит отрывки исторического и легендарного характера (в том числе и из жизни Будды), иллюстрирующие правила поведения. Подразделяется на две части: МАХАВАГГА (Большая глава) и ЧУЛАВАГГА (Малая глава)
ПАРИВАРА в форме вопросов и ответов резюмирует некоторые положения предыдущих частей Винаи
АБХИДХАММА - ПИТАКА (ИНОГДА САТТАПАКАРАНА - “СЕМЬ ТРАКТАТОВ”)
1. ДХАММАСАНГАНИ“Перечисление дхарм” (4 в. до н.е.) - психологический трактат исключительной важности, заложивший основы буддийской психологии Комментарий на него - АТТХАСАЛИНИ - написан Буддхагхошей в 5 в. н.е.
2. ВИБХАНГАрассматриваются некоторые психологические категории, как встречающиеся в ДХАММАСАНГАНИ, так и отсутствующие в ней, но метод рассмотрения здесь иной
3. КАТТХАВАТТХУ - посвящён изложению спорных вопросов буддийской философии; приписывается Тиссе, который председательствовал на 3-м буддийском соборе в Паталипутре
4. ПУГГАЛА - ПАНЬНЯТТИ - рассматривает различные типы людей в зависимости от их состояний или поведения. Самая короткая часть Абхидхармы.
5. ДХАТУКАТТХА - рассматривает психологические явления и их отношение к соответствующим категориям.
6. ЯМАКА - одна из сложнейших частей Абхидхарма - питаки, исследует вопросы прикладной логики.
7. ПАТТХАНАППАКАРАНА - исследует понятие причинности.
Сутта - питака, второй раздел Типитаки, состоит из более чем 10 000 сутр, или поучений, произнесёнными Буддой и его ближайшими учениками, во время его 45-летней деятельности как учителя новой религии.
Эти сутры группируются в пять никай, или собраний:
1. ДИГХА - НИКАЯ. “Длинные поучения”, состоят из 34 сутр, включая такие, как МАХАСАТИПАТТХАНА - СУТРА (Великое поучение об основаниях внимательности), САМАЧЧАПХАЛА - СУТРА (Плоды правильной жизни), МАХАПАРИНИББАНА - СУТРА (о последних днях Будды ) и т. д.
2. МАДЖДЖХИМА - НИКАЯ. “Поучения средней длины”, состоят из 152 сутр различной длины.
3. САМЪЮТТА - НИКАЯ. “Сгруппированные поучения”, состоят из 2889 сутр небольшого размера, собранных по темам в 56 групп (самъютт)
4. АНГУТТАРА - НИКАЯ. “Собрание поучений, большее на один член”, состоит из 8777 коротких сутр, сгруппированных в 11 нипат в соответствии с количеством тех или иных качеств, рассматриваемых в данной сутре. Так, в первой части говорится о предметах одного рода, во второй - о предметах, обладающих двумя родами, и т. д. (например, о пяти добродетелях ученика, о семи сокровищах этики и т. д.)
5. КХУДДАКА - НИКАЯ. “Раздел коротких книг”, состоит из 15 книг, включая Дхаммападу, Тхерагатху и Тхеригатху (стихи просветлённых монахов и мо-нахинь), Сутта Нипату, джатаки и т. д.