Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.
Для того, кто не знал Непреходящего, кто совершает возлияния и жертвоприношения в этом мире, предаётся воздержанию в течение многих лет, всё это становится конечным. Поистине жалок тот, кто, не зная Непреходящего, покидает мир”.
Религия Упанишад.
И едино то, что стало всем этим.
Кроме того, Рита является универсальной этической закономерностью.
В Индии арии стали оседлым народом и стали жить в городах. Возможно, из-за резкой перемены окружающего ландшафта изменилось мировосприятие этих племён. Богатство и разнообразие жизненных форм в тропическом климате навело их на мысль о существовании огромного количества богов. Кроме того, индо-арийские боги слились с большим количеством туземных божеств. Всё это привело к формированию огромного и невероятно запутанного пантеона.
С собой арии принесли культ опьяняющего напитка Сомы. Действие этого напитка связывалось с влиянием бога Сомы, который в то же время был богом луны. Тех, кто не принимал священного напитка, арии считали нечестивцами.
Сложная пантеистическая система привела к возникновению магических представлений. Возникла система изощрённых ритуалов и заклинаний. Боги нуждаются в церемониях и жертвоприношениях, и посредством культовой магии их можно принудить служить себе. Всякая магия представляет собой процесс каталогизации Вселенной, и при этом первостепенную роль приобретает знание операций с элементами Вселенной. Поэтому огромное значение приобрело жречество. С другой стороны, начинается философское изучение структуры мироздания.
Наряду с общепринятой религией, однако, в начале I тысячелетия до н.э. возникло движение отшельников, называемых муни. Это было богоискательское течение, не удовлетворявшееся обрядностью брахманизма. Учение муни отражено в Упанишадах. Слово “Упанишад” означает “сидение подле” (т.е. сидение учеников подле учителя).
В “Чхандогья-упанишаде” ученик, пришедший к наставнику, говорит:
“Я, господин, знаю Риг-Веду, Яджур-Веду, Сама-Веду, предания и сказания, грамматику, правила почитания предков, искусство предсказания, летосчисление, диалектику, правила поведения, учение о богах, учение о Боге, учение о существах, военное искусство, астрологию, учение о змеях и о божественных творениях; я знаю молитвы и заклинания, но не знаю Атмана”.
Именно познанием Атмана и занимались муни. Что такое Атман, мы теперь и попытаемся выяснить.
Муни задумались над тем, к чему, собственно, ведут ритуалы и магические действия брахманов. Власть над богами может принести все земные блага, однако они преходящи. Их интересовало, есть ли что-то вечное, непреходящее. Брихадараньяка говорит:
В другом месте ученик взывает к своему учителю:
Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий Абсолют, источник всякого бытия, начало и конец мироздания.
Тексты Упанишад повествуют, что, когда ученик спросил мудреца Яджнявалкью, сколько существует богов, он ответил: три тысячи триста три. Ученик, чувствуя, что учитель не сказал ему всей правды, продолжал настаивать на своём вопросе. Яджнявалкья ответил: эти три тысячи триста три бога – только проявления, богов же – тридцать три. В конце концов он признал, что Бог только один.
Примечателен ещё один диалог из Упанишад. Отшельник говорит сыну:
- Принеси мне плод смоковницы.
- Вот он, господин.
- Разломи его.
- Я разломил его, господин.
- Что ты видишь в нём ?
- Нежные зёрна, господин.
- Разломи одно из них. Что ты видишь в нём ?
- Ровно ничего, господин.
- Это тонкая часть, которой ты не замечаешь. Из неё возникла вся большая смоковница. Эта тончайшая сущность есть во всём мире. Это – истина. Это есть во мне и в тебе.
Иными словами, существует некая субстанция, которая является принципом единства. Она присутствует в человеке, и в то же время является началом Вселенной. Если войти в себя, сольёшься с мировым Абсолютом. Это и есть Атман.
Тексты гласят:
Его облик невозможно увидеть,