Адити – это небо, Адити – это промежуточная область, Адити – это отец, и мать, и сын, Адити – все боги и пять племён, Адити – это всё, что когда-либо будет рождено”.
Религия Вед.
Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
План
Лекция I. Добуддийские учения Индии.
- Краткие сведения об арийском завоевании Индии.
- Религия Вед.
- Религия Упанишад.
- Добуддийские философские системы Индии.
Прежде, чем приступить к изложению буддийского учения, следует иметь в виду тот религиозный фон, на котором возникла и развивалась эта мировая религия.
В начале II тысячелетия до н.э. по всей Евразии происходило весьма значительное перемещение племён, подобное Великому переселению народов Европы. При этом происходило столкновение и смешение ранее незнакомых культур. Нас интересует приход племён ариев в Индию.
Археологические данные свидетельствуют, что на севере Индостана к моменту арийского завоевания уже существовала весьма развитая городская культура. Завоеватели-арии были кочевым народом, находившимся чуть ли не на первобытном уровне развития. Арии были разноплемённым народом. Среди них было много высоких светловолосых европеоидов, однако преобладал тип, близкий к семитическому. Первоначальные арии поклонялись единому Творцу Вселенной, которого называли Дьяушпитар – Светозарный Отец. Впоследствии, однако, эти племена пришли к политеизму.
Около 2000 г. до н.э. арии спустились с Иранского плоскогорья и двинулись на юг в поисках пастбищных земель. Сперва они укрепились в Кашмире, затем продвинулись на юг, в Пенджаб, и после многолетней войны захватили всю Северную Индию. Туземное население частью было истреблено, а частью было вытеснено на юг.
О древнейшей культуре ариев в Индии повествует сборник гимнов Риг-Веда. Авторами этого сборника были поэты, называемые риши. Риши сознавали себя пророками и ясновидцами. Знаменитый историк индийской философии Радхакришнан говорит, что риши “видит духовным оком или интуитивным зрением. У риши глаза не подёрнуты туманом страстей, и он может видеть истину, скрытую от чувств. Он только передаёт истину, которую видел, а не создал… Душа поэта слышит истину, она открывается ему в том вдохновенном состоянии, когда дух возвышается над ограниченным и поверхностным логическим познанием”. Уже здесь можно заметить характерные черты всего арийского мировосприятия.
В Риг-Веде упоминается более трёх тысяч богов, причём многим из них приписываются свойства Верховного Божества. Каждый из богов поочерёдно становится Верховным.
Место единого Бога у ариев заняла Божественная Мать всего сущего – Адити. В Риг-Веде говорится:
Помимо Адити, в Риг-Веде фигурируют “сыны вечности” – дети Адити, боги (“адитья”) и духи (“дэвы”). В Риг-Веде большая часть гимнов посвящена богу Индре – громовержцу. Небесным богом здесь называется Варуна – один из адитья. В небесное царство Варуны устремляется душа человека – его “нерождённая часть”. Варуна управляет космосом согласно непреложному всеобщему закону, который риши называют Рита. Этому закону подчинены даже боги. Благодаря этому во Вселенной осуществляется принцип единства. В гимне говорится:
Един огонь, многоразлично возжигаемый,
Едино солнце всепроникающее,
Едина Заря всеосвещающая,