Инструменты интервью

Техника интервьюирования (вопросы, молчание, активное слушание)

Наблюдение

Фиксация результатов

5. Анализ результатов

Виды анализа:

● Контент-анализ текста

● Обработка ключевых ответов

● Интерпретация смысла, конденсация смыслов, категоризация значений, нарративное структурирование, ситуативное порождение смысла.

6. Подготовка научного отчета.

Опыт, установки и чувства респондентов выражаются естественными для них словами. Существует несколько типов устных вопросов, с помощью которых можно получить необходимые ответы. Это вопросы: прямые и фактические; структурные; типа «большое турне»; на идеализацию; на контраст; на гипотетическое взаимодействие; вопросы от третьего лица.

Прямые и фактические вопросы - это явно, открыто сформулированные запросы о конкретной информации или чувствах. Они наиболее полезны для получения базовой информации или формирования основы более широкого обсуждения. Такие вопросы задаются в виде открытой форме:

По какой причине вы поменяли работу?

Структурные вопросы помогают интервьюеру понять, как респондент организовал свои чувства и знания в определенной области. Возможные вопросы такого типа – попросить объяснить все возможные критерии обсуждения с друзьями, по которым оценивается то или иное социальное явление.

Прямые, фактические и структурные вопросы относятся к непосредственным способам выяснения информации. Вопросы других типов в большей степени допускают свободные ответы.

Вопросы типа «большое турне» - это обращение к респонденту с просьбой восстановить привычное действие, процедуру, деятельность, событие, которые произошли в его жизни. Подобные вопросы применяют в нарративном интервью. Респондент выступает в роли туристического гида, описывающего «неинформированному» интервьюеру предпринимаемые шаги, чувства, мысли, связанные с каждым шагом. Респондент начинает с момента, упомянутого в вопросе, и продолжает рассказ до тех пор, пока полностью не закончит описание случая или события:

Расскажите мне о событиях, которые привели к этому решению? Начните с того момента, когда вы решили действовать активно.

Вопросы типа «большое турне» помогают продвигаться к более глубинному опросу. Они не вызывают чувства угрозы, не предполагают единственно правильного ответа, показывают, что интервьюеру интересны переживания респондента, и наконец – позволяют респонденту продемонстрировать свой опыт и переживания.

Вопросы на идеализацию – просьба поразмышлять об «идеале», например, об идеальном руководителе, враче или предмете. Когда идеал описан, в его свете обсуждаются существующие примеры, так, характеристики реального руководителя сравнивают с идеалом.

Разница между характеристиками реального и идеального руководителя подсказывает возможные направления последующей работы социального психолога. Интервьюер может сам предложить характеристики «идеала» или описать его, попросив респондента оценить и выразить свою реакцию на описание. Интервьюер может сказать:

Вот - характеристики идеального урока. Как это описание соотносится с вашим идеалом урока?

Вопросы на контраст способствуют обнаружения различия в отношениях и восприятии путем их сравнения. Одна из форм вопросов на контраст – так называемая «лестница». Респондентов просят развести марки и концепции, ответив на вопросы типа:

Чем отличается вич-инфицированный от здорового человека?

Каждая характеристика, указанная в ответе на этот вопрос, отмечается, а затем задаются уточняющие вопросы, чтобы определить, почему это качество важно и значимо. Названные причины или качества вновь уточняются аналогичным образом. Процесс продолжается пока не исчерпаются значимые ответы. Так можно придти к раскрытию «сети значений», ассоциирующейся с исследуемыми предметами, явлениями, личностями. Вторая форма вопросов на контраст – просьба описать противоположность предмету, явлению, личности. Ответы затем анализируются, чтобы понять восприятие.

Вопросы на гипотетическое взаимодействие – обращение к респондентам с просьбой описать свою реакцию на представленную возможную ситуацию. Ситуация может заключаться о взаимодействии респондента с другим лицом, с конкретным предметом или категорией предметов и явлений.

Представьте, что директор компании сидит перед вами за столом. Опишите, что вы чувствуете и думаете. Какие вопросы вы могли бы задать? Какие вы предвидите ответы?

Вопросы типа «большое турне», на идеализацию, на гипотетическое взаимодействие опираются на воображение и опыт респондента. Интервьюер, использует эти приемы, чтобы выявить глубинные установки, а также причины, их породившие. После вышеперечисленных вопросов с успехом могут использоваться вопросы от третьего лица.

Вопросы от третьего лица формулируются в отстраненной неличной форме. Они завершают самораскрытие респондента и сохраняют самооценку. Респондента просят детально осветить тот или иной предмет, однако, с точки зрения анонимного, несуществующего лица.

В социально-психологическом интервью можно услышать также вводные вопросы, проясняющие, конкретизирующие, предположительные, косвенные (проективные), структурирующие, вопросы-интерпретации, подытоживающие вопросы.

Примеры вопросов,

отражающих некоторые психологические приемы интервью

Вопросы Цели использования Примеры
1.Проверка   2. Прояснение   3.Перефразирование     4.Фокусировка   5.Обобщение   Уточнение фактов   Раскрытие информации   Проверка информации или помощь в объяснении   Создание эмоционального давления путем уточнения вопросов   Объединение отдельных ответов партнера и повторение их с целью уточнения понимания, фиксации противоречий. - В чем заключается проведение ревизии? - Значит ли это, что Вы не любите путешествовать? - Вы делали эту работу раз в неделю, так почему же Вы не смогли изучить ее? Что Вам больше всего нравится в Вашей работе? Что именно Вам нравится в коллегах? - Вы основали театральный клуб в отделе, но вскоре поручили вести дело в нем другому человеку. Так ли я Вас понял?

 

Вербальные вопросы различных типов – это способы непосредственного изучения отношения и мнения людей. Однако случается, что с помощью вербальных, прямых вопросов нельзя проникнуть вглубь, или что респонденты не могут выразить свои чувства и мысли словами. В таких ситуациях успешной альтернативой прямому вопросу часто выступают проективные методы.

Факторы воздействия на качество информации, полученной с помощью метода интервью:

факторы, обусловленные особенностями ситуации интервью;

факторы, обусловленные особенностями респондентов.

факторы, обусловленные особенностями личности и поведения интервьюеров;

Ситуация интервью представляет собой искусственно созданное исследователем состояние, в которое вовлекается опрашиваемый с целью изучения его вербального и реального поведения в интересах интервью. Характер взаимоотношений интервьюера с респондентом, теснота контакта, психологическая атмосфера общения составляют совокупность внутренних факторов ситуации интервью.

return false">ссылка скрыта

К внешним факторам проведения интервью относят условия непосредственной обстановки, окружения, места и времени проведения интервью, особенности регистрации ответов, а также социальная обстановка в целом.

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, нейтральное место (комната для переговоров, гостиница), квартира, улица. Важно, чтобы не только обещания интервьюера, но и условия гарантировали бы для человека конфиденциальность разговора. Очень важный фактор организации интервью – пространственная организация беседы. Необходимо специально продумать и более частные условия интервью: как сидеть, как записывать, где лучше поставить стол и т.д. Сидят интервьюер и респондент, если это возможно, «через угол», стараются максимально развернуться лицом к собеседнику.

Выбор места интервью определяется спецификой предмета исследования, следует помнить, что ответы во многом будут соответствовать той среде, на фоне которой проводится исследовательское интервью. Практика показала, что опрос по производственным вопросам лучше всего проводить на предприятии, но не на рабочем месте, а в нейтральном помещении. Тема опроса в таком случае ближе опрашиваемому лицу при рабочих условиях. При опросе не должно быть никаких посторонних людей. Вопросы, связанные с проблемами быта, семьи и свободного времени, лучше всего выяснять в домашних условиях. Попытки взять интервью во время обеда или в присутствии детей респондента не желательны.

На подготовительном этапе организации процесса интервью могут быть полезны следующие рекомендации:

- о времени опроса следует договариваться обязательно заранее (по телефону или по почте);

- договариваться об интервью желательно с самим предполагаемым респондентом;

- следует избегать подробного объяснения цели интервью, поскольку вас могут отослать к одному из сотрудников-экспертов, членам семьи и т.п.

- всегда надо стараться выявить причину отказа и постарайтесь ее устранить. Например, если проблема в нехватке времени, предложите провести интервью в нерабочее время.

Регистрация ответов опрашиваемых может осуществляться несколькими способами. Запись может быть дословной, с применением стенографии или с использованием принятых сокращений. Лучше объяснить респонденту для какой цели и каким образом регистрируются ответы. Возможна совместная работа с протоколистом. Может быть использована механическая звукозапись, но возможна скованность респондента перед микрофоном. При записи беседы на магнитофон, диктофон этап адаптации к беседе должен быть проведен более тщательно, чтобы эта процедура не вызвала возражений респондента.

По поводу регистрации ответов по памяти среди исследователей нет единой точки зрения.

Хотя контак" style="display:inline-block;width:980px;height:120px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="2853903535">