Империя ж Церковь во II в. н.э.
Церковь и ереси.
Новый Завет
I. Империя Антонинов.
Церковь и Империя во II веке н.э.
II век н.э. также имел особое значение для эволюции христианства. Численность христиан растет количественно и качественно, они распространяются по всей Империи и начинают превращаться во влиятельную политическую силу. Хотя и не полностью успешно Церковь пытается наладить диалог с государством. II век оказался важным этапом внутрицерковного развития. Это время создания епископальной Церкви, евангельской традиции и Канона Нового Завета. Впрочем, прежде чем останавливаться на этих переменах, необходимо дать хотя бы суммарную характеристику тех условий, в которых предстояло существовать новой религии.
I. Империя Антонинов. II век стал временем наивысшего расцвета Империи, максимального роста экономики, развития и процветания городов, смягчения классовых противоречий и внешнеполитической стабилизации. Во многом это было заслугой двух императоров, Траяна и Адриана. Траян сумел наладить управление огромной державой, усилить авторитет центральной власти и наладить отношения с сенатом, считавшим его "наилучшим принцепсом". В правление Траяна /98-117 гг./ Империя предприняла последнюю попытку крупномасштабной экспансии. После завоевания Дакии, Траян стал готовиться к восточному походу, мечтая покончить с Парфией. В II4-II5 гг. римляне заняли Армению и Месопотамию, а в 116 г. взяли парфянские столицы, Селевкию и Ктесифон. В разгар наступления в тылу у Траяна начались восстания, одной из главных сил которых были иудеи диаспоры. Траян начал отступление и умер летом в Киликии во время возвращения в Рим.
Его преемник, П. Элий Адриан /II7-I38 гг/ заключил мир с Парфией. Империя перешла к обороне. Вдоль обширных границ Империи, на севере, востоке и юге строились мощные укрепления. Адриан значительно улучшил финансовое положение, продолжался расцвет экономики, строились города, акведуки и дороги. Время Адриана стало пиком процветания Империи, тогда же завершилась трагедия Иудеи. Посетив Иудею в 130 г., он издал ряд приказов, ориентированных на ассимиляцию иудеев. На месте недостроенного Иерусалима строилась римская колония Элия Капитолина, а на месте храма Яхве должен был появиться храм Юпитера. В 131 г. особым эдиктом император запретил обрезание. Действия Адриана напомнили иудеям о действиях Антиоха 1У с той разницей, что расстановка сил была совершенно иной. В 132-135 гг. вся Иудея была охвачена грандиозным восстанием во главе с Симоном по прозвищу Бар-Кохба (Сын звезды). Римляне бросили на подавление огромные силы, восстание было подавлено, погибло 580 000 человек. Еврейский очаг в Палестине был уничтожен, большая часть еврейского населения переселилась в диаспору. Исчезли даже названия Иудея и Иерусалим- первая именовалась Сирией-Палестиной, второй - Элией Капитолиной. Культовый центр Иудеи был уничтожен.
Расцвет Империи продолжался при Антонине Пий (I38-I6I гг.). Антонин несколько смягчил законы Империи. Он отменил законы против иудеев и пытался прекратить преследования христиан. После смерти Антонина, начинается тяжелый кризис.
В христианстве конца 1-начала II в. наметилась консолидация в идеологии и организации. Это было время двух процессов, создания Нового Завета как единой христианской литературы и идейной основы религии и переход от апостолической к епископальной Церкви.
2. Новый Завет. Вскоре после Иудейской войны появилось первое евангелие, Евангелие от Марка. По традиции Марк был учеником Петра и спутником Павла. Сохранив иудео-христианскую традицию, Марк обработал ее в духе паулинистского учения. В 70-90-е гг. или чуть позже, на рубеже веков, в Сирии появилось Евангелие от Матфея, а чуть позже - Евангелие от Луки. Более поздним считается Евангелие от Иоанна, которое датируется временем, примерно совпадающим с восстанием Бар-Кохбы. Время появления новозаветных произведений приходится на важный период, начальной датой которого можно считать I Иудейскую войну (66-73 гг.) и первое гонение на христиан (64-66 гг.), а конечной- восстание Бар-Кохбы (132-135 гг.). Хотя часть писем Павла могут относиться ко времени его собственной жизни, окончательная редакция происходит в то же самое время ( рубеж I—II вв. н.э.). Некоторые совпадения еще более примечательны - так "Апокалипсис Иоанна" обычно датируют либо 64-66 гг. ( время неронова гонения), либо 96 г. н.э.( репрессии Домициана).
Евангельская традиция вырабатывает будущую компромиссную позицию Церкви. С одной стороны, мы видим протест против угнетения, социального неравенства и государства, с другой - в них заметны и идеи примирения и компромисса. В Евангелиях заметна и иудейская традиция, однако евангелисты эмансипируются от иудейского вероучения. Можно обнаружить и различия между самими произведениями. Так, Евангелие от Матфея содержит в себе значительный пласт иудео-христианского материала, а Евангелие от Луки, сохраняя иудеохристианскую традицию, далее развивает ее уже в паулинистском духе. Несколько особняком стоит Евангелие ©т Иоанна, развивающее учение о логосе и усиливающее критику иудаизма.
Появление Евангелий имело особое значение в истории христианства. По жанру они представляли собой жизнеописания и изречения Иисуса Христа, а потому ( более, чем послания апостолов ) приобретали нормативный характер. Тем самым Церковь ставила грань между истинным и ложным учением, и эта тенденция была продолжена с созданием Канона Нового 8а-вета, свода священных книг христиан. Вошедшие в Завет произведения были теперь резко отделены от так называемых неканонических или апокрифических сочинений. Сам Канон представлял собой достаточно гибкий компромисс. Ядро Завета составили три так называемых "синоптических" евангелия, к которым позже присоединили Евангелие от Иоанна. Вероятной причиной колебания были гностические и антииудейские тенденции произведения. Достаточно поздно в Завет попал и "Апокалипсис Иоанна**, повидимому, также по причине его радикального характера. Интересно, что некоторые сочинения, не входящие в Канон, ранее, возможно, в него входили ( речь идет о "Пастыре" Гермы или Евангелии Петра).
Всего в Канон Нового Завета входят 27 сочинений различных жанров: 4 евангелия, примыкающее к ним историческое сочинение "Деяния Апостолов" и "Апокалипсис Иоанна", а также- 21 послание. 14 из них принадлежат Павлу, а 7-другим апостолам (2-Петру, З-Иоанну, I-Иакову, 1-Муде).
3. Церковь и ереси. Появление господствующего учения означало, что всякие расхождения с ним попадали в разряд учения ложного» Терминологически это обозначалось понятием "ересь". Слово появилось еще во времена Платона и Аристотеля и означало просто "учение", негативное значение оно приобретает только в сочинениях христианских авторов. В отличие от "язычников", еретики находились в рамках христианского учения, но их взгляды вели к его искажению, а потому отношение к еретикам было зачастую значительно более жестким. В конце II века н.э. появилось первое ересиологическое сочинение "Против ересей" Иринея Лионского.
Господствующее учение, действительно, подверглось атакам "справа" и "слева". Серьезным идейным противником христианства стал гностицизм, основанный иудейским философом Филоном Александрийским. Филон пытался соединить иудаизм и греческую идеалистическую философию. Гностики считали, что Бог не имеет материальных характеристик, а одним из его главных качеств является мировой разум, логос. Важным понятием для гностиков было познание, однако они понимали под этим не столько рациональное познание, сколько некое иррациональное понятие, направленное на мистическое познание сверхъестественного мира. В отличие от христианства, гностицизм был не догматическим учением или организацией, скорее представляя собой определенный образ мышления. Среди гностиков были христиане и нехристиане, a G8M гностицизм ставил на место веры понятие "познание". Христиане верили в Бога, гностики верили в свое мистическое "знание Спасение для христианина является даром свыше, тогда как спасение гностика-это познание самого себя. Гностики не признавали человеческую сущность Христа и достаточно спокойно относились к отречениям во время гонений, считая, что внешние проявления приверженности религии не имеют никакого существенного значения.
Гностики в основном появились в восточных провинциях Империй, в Египте, Малой Азии и Сирии. Это были разрозненные группы, зачастую и даже не осознающие свое единство. Общим для гностиков было представление, что материальный мир-это не творение Бога, а плод его ошибки. Гностики едва не вырвали из рук Церкви руководство христианами, когда примерно в 139-140 гг. н.э. из Малой Азии в Рим прибыл богатый судовладелец Маркион. Прибыв в Рим, он внес в общину большую сумму денег и попытался склонить христиан на свою сторону. Одним из лозунгов Маркиона был полный разрыв с иудейским учением. Христианские епископы начали борьбу с маркионитами. Последние появились в Италии, Египте, Сирии, Аравии. В конечном счете, Церковь вернула Маркиону его взнос и отлучило его от веры, Маркион стал организовывать собственную церковь, начались переговоры об объединении, но во время этих переговоров Маркион умер. Маркионизм был объявлен ересью, но сохранял известные позиции вплоть до начала III века н.э.
Напротив, другая ересь была реакцией на изменение ранее демократического характера Церкви и переход к епископальному руководству. Ее основателем стал Монтан, бывший жрец Кибелы, перешедший в христианство. Монтанисты требовали возврата к апостолической Церкви и превращения епископов в хозяйственных служащий. Монтаниаты верили в скорое второе пришествие Христа и даже назначили его конкретную дату (176 г.). Центром движения была Малая Азия, а пришествие должно было состояться в городе Пепузе. После того, как этого не произошло, движение пошло на убыль, и вскоре монтанистов признали еретиками.
4. Империя и Церковь во II в. н.э. Христианская традиция называет третьим гонителем Траяна. Будучи наместником Вифинии в III-II8 гг., друг императора Плиний Младший обнаружил в провинции большое число христиан и начал по этому делу следствие. Следствие было очень простым: подозреваемых спрашивали, христиане ли они, и, если они не признавались, то требовали принести жертву и хулить Христа. Если человек оказывался христианином, от него требовали отречения, а если он этого не делал, то он подвергался наказанию. Вопрос Плиния касался двух категорий людей- тех, кто отрекся от христианства или тех, кто был христианином ранее, но перестал участвовать в их собраниях. Траян ответил: он не советовал выискивать тех, на кого поступил донос, и считал, что отречение освобождает человека от ответственности. Вместе с тем, Траян не сомневается в необходимости наказывать тех, кто будет изобличен как христианин и не станет участвовать в жертвоприношении.
Итак, христианство находилось под запретом, и сама принадлежность к нему считалась преступлением. Один из "отцов церкви" Юстин дает ужасающую картину террора: здесь нет никакого правильного дознания и тем более-судебного процесса, людей арестовывают по воле толпы, а суд превращается в суд линча. Непонятно, на каком правовом основании преследовали христиан, вероятно, они уже по определению считались нарушителями двух самых грозных законов, закона об оскорблении величия и закона о безбожии. Масштабы идущего снизу террора плакировали даже власти.
Адриан издал эдикт, ставший важным этапом в истории гонений. Император потребовал, чтобы любое дело было расследовано и рассмотрено в суде, а христиане наказывались не сами по себе, а только за какое-либо конкретное уголовное преступление. Правительство Антонина Пия продолжало политику Адриана, а смягчение курса было воспринято христианами как шаг к легализации их веры. Впрочем, власть сама все меньше и меньше контролировала ситуацию. В 40-50-е гг. в Малой Азии произошли многочисленные стихийные бедствия ( голод, землетрясения, эпидемии), что также стимулировало спонтанные антихристианские погромы.
В 161 г. к власти пришел Марк Аврелий. Его правление было отмечено двумя большими войнами, Парфянской (I6I-I65 гг.) и Маркоманнской (169-180 гг.). Первая война завершилась полной победой римлян, однако в армии началась эпидемия чумы, а возвращающиеся войска разнесли заразу по всей Империи. Маркоманнскал война отвлекла на себя главные силы Империи, армия понесла огромные потери, военные затраты вызвали инфляцию и кризис экономики. Экономическое процветание кончилось. При сыне Марка Аврелия Коммоде (180-192 гг.) внешнеполитический кризис превратился во внутренний. Молодой император, интересовавшийся только гладиаторскими боями, вступил в конфликт с сенатом, а убийство Коммода привело к гражданской войне.
Репрессии времен Антонина Пия шли снизу, из поддерживала значительная часть средних классов общества и толпы городского люмпена. Государство скорее сдерживало террор, нежели его направляло. При Марке Аврелии в условиях тяжелого военного времени репрессии усилились. Известным толчком стал императорский эдикт, требовавший совершать жертвоприношения по всей стране в связи с парфянской войной. Евсевий пишет об усилении террора. Самой жестокой его вспышкой было гонение в Лугдуне в 177 г., жертвами которого стали даже маленькие дети.
В 30-70-е гг. II века начинаются попытки христиан примириться с системой. Христианские апологеты ставили перед собой задачу оправдать христиан перед властью и сблизить две идеологии, христианскую и античную. Апологеты появились при Адриане и особенно активизировались при Марке Аврелии. Среди них были Квадрат, Мелитон, Юстин, Афинагор и др. Самым значительным был Юстин, написавший две речи под названием "Апологии". Показав атмосферу антихристианских судилищ, Юстин просит, чтобы христиан, как и прочих граждан, судили только за реальные преступления» Христиане-лояльные подданные императора, они трудятся на благо государства и молятся за него. В их вере нет ничего враждебного Риму, Юстин пытается показать, что между христианами и античной идеологией нет никаких противоречий, а взгляды основателей христианства не отличаются от того, чему учили Сократ и Платон. Христианство отказалось от иудейского наследия, и среди его приверженцев иудеи составляют явное меньшинство. Судьба самого Юстина трагична - он стал жертвой репрессий в 163-165 гг., но деятельность апологетов стала первым шагом на пути к союзу государства и Церкви.
Христианство II века было уже заметным религиозным течением. Кроме традиционных центров в Малой Азии, Сирии, Иудее и Риме, христиане появились в Северной Африке, Галлии, Египте, Месопотамии, возможно, в Испании. Христиан стало намного больше, выросло число богатых и образованных людей. II век стал и временем усиления епископата. Теперь епископы берут в свои руки не только хозяйственные функции, но и вопросы вероучения, становясь теперь полновластными главами общины. Если
раньше епископа выбирала вся паства, то теперь крут выборщиков сужается, а вскоре наступит время, когда епископ сам будет выбирать себе преемника Уравнительная практика исчезает, а общая трапеза становится символическим причастием.