Традиция о Христе.
Ессеи и кумраниты.
Традиция об Иисусе Христе.
Ессеи и кумраниты. Маленькая Иудея не смогла отстоять свою независимость от Рима, и в этих условиях мессианская идея начинает претерпевать эволюцию, а мессия становится не лидером народного восстания, а спасителем человечества от глобальных бедствий. Христианство не было единственным течением такого рода, аналогичные черты заметны и в других религиозных направлениях.
Ессеи существовали уже в середине II века до н.э. Филон и Иосиф Флавий определяют их численность примерно в 4 000 человек. Ессейские поселения были локализованы в районе западного побережья Мертвого моря. Оба автора подробно описывают жизнь и быт ессеев. Они отвергали частную собственность, рабство и торговлю, объединялись в общины, где господствовали принципы общей собственности, коллективного быта и совместного труда. Община была монашеской, ессеи отвергали брак. Должностные лица выбирались из числа "наиболее достойных людей из священнического сословия", которым остальные беспрекословно повиновались. Согласно Иосифу Флавию, они признавали бессмертие души, доставляли пожертвования s храм, но отвергали жертвоприношения. Филон подчеркивает, что ессеи были принципиальными пацифистами. Иосиф сообщает об их мужестве в войне с римлянами.
В 1947 г. произошло открытие, оказавшее огромное влияние на изучение христианства. Два юноши-бедуина нашли в одной из пещер близ Кумрана множество рукописей на коже на еврейском и арамейском языках, По месту находки рукописи были названы кумранскими, а научное направление - кумрановедением. Всего в районе Кумрана нашли около 40 000 документов. Находки появились и в других местах- в районе Вади-Мураббаата и Хирбет-Кумрана. В Хирбет-Кумране (а затем и в других местах) были обнаружены поселения кумранитов, В 60-е гг. 20 века кумранские рукописи были обнаружены в крепости Масада. Раскопки Хирбет-Кумрана дают сведения о поселении кумранитов. Основное строение, вероятно, представляло собой место собраний с общей трапезной. Были и другие комнаты: писцовая, кладовые, хлебопекарни, кухня и др. У кумранитов существовала общая касса. Члены общины жили в пещерах вокруг основных строений.
Вероятно, кумраниты были ессеями. Сохранился ряд документов общины и, прежде всего, Устав. Вступавшие в общину должны были принести в нее "все свое знание, всю свою силу и все свое имущество» и проходили 2-х летний испытательный срок. Устав предусматривал жесткую субординацию, а община была, вероятно, центром учения. Высшим ее органом было народное собрание, выбиравшее должностных лиц совет. Рабов в общине не было, женщин тоже. У кумранитов был свой календарь, свои похороны, обряды и ритуалы, а члены общины не признавали иерусалимское жречество.
Основой идеологии кумранитов является извечная борьба добра и зла. Сами кумраниты именуют себя "сынами света", а остальных- "сынами тьмы". В текстах есть упоминания о Новом Завете, пришедшем на смену Ветхому. Очень интересны сообщения о духовном наставнике общины, некоем Учителе Праведности, избранным Богом для передачи истинного учения. Его образ похож на Иисуса Христа, и их часто идентифицировали. Тем не менее, очевидно, что учитель жил раньше, в конце П-начале I века до н.э. Кумранское поселение было разрушено римлянами во время Иудейской войны. Пацифизм ессеев не мешал им яростно бороться с Римом» они сражались и под Масадой, последней крепостью повстанцев. Многое роднит кумранитов и христиан, их часто считают чем-то единым, есть утверждения, что именно кумраниты и есть истинных христиане.
Тем не менее, между ними множество различий, а открытость христиан отличает их от замкнутой кумранской секты.
Традиция о Христе. Исходной точкой для изучения собственно истории христианства является традиция об Иисусе Христе, для рассмотрения которой необходимо особым образом остановиться на проблеме источников. Ситуация е последними достаточно сложна. Основным источником является 4 евангелия /от Марка, Матфея, Луки и Иоанна/, содержащие жизнеописания основателя христианства и рассказ о его проповедях, притчах и чудесах.
Очень коротко евангельская традиция выглядит примерно так. Жена плотника Иосифа, Мария, родила от Святого Духа сына Иисуса, которому было предназначено спасти людей от их грехов. Царь Ирод, получив предсказание о рождении царя Иудейского и поняв это как появление претендента на престол, приказывает убить всех новорожденных младенцев. Спасая своего первенца, Иосиф бежит в Египет. Иисус вырос и направился в Галилею, где и начал свою проповедническую деятельность. Обходя галилейские города, он исцеляет людей от самых тяжелых болезней /лихорадка, проказа, паралич, психические заболевания/, совершает всевозможные чудеса и проповедует свое учение. Основной идеей становится обвинение Иисусом своих противников в профанации истинной веры и замене ее чисто формальным соблюдением обрядов и ритуалов. Проповеди становятся все более и более острыми, и Иисус уже говорит о конце света и втором пришествии. Число сторонников Иисуса постоянно растет, и из их среды выделяются 12 ближайших учеников, апостолов / Петр, Иаков, Иоанн, Андрей и др./. Конфликт с иудейской верхушкой, священниками, "книжниками" и фарисеями постепенно усиливается. На совещании высших иудейских сановников принимается решение о расправе над Иисусом; Один из учеников, Иуда Искариот, предает своего учителя. Иисус был схвачен во время праздника Пасхи и приведен к римскому наместнику Понтию Пилату, который не без колебаний осудил его на казнь. Иисус был распят на кресте и похоронен, а затем воскрес на третий день после похорон и явился своим ученикам, дав им завет крестить его именем все народы мира.
Анализ евангельского предания содержит немало неясностей и противоречий. Достаточно перечислить лишь некоторые из них.
Три евангелия / от Марка, Матфея и Луки/ совпадают друг с другом значительно больше, чем четвертое евангелие от Иоанна. Они называются "синоптическими". Родословную Иисуса, идущую от Давида приводит только Матфей и только он пишет о приказе Ирода, бегстве семьи в Египет и избиении младенцев. Немало разногласий относительно маршрута Иисуса по Галилее- их немного в синоптических евангелиях, но гораздо больше, если взять евангелие от Иоанна. Даже рассказ об аресте и казни, один из наиболее согласованных у евангелистов, содержит определенные разночтения. Если в синоптических евангелиях Иисус приходит в Иерусалим только один раз, то в евангелии от Иоанна он делает это трижды. Наконец, в рассказе о воскресении также имеются определенные разногласия. В Евангелии от Марка гробница оказывается пуста, и красивый юноша говорит о вознесении Иисуса на небо. В Евангелии от Матфея вознесение является уже не чьим-то рассказом, а реальным свершившимся фактом, известие о котором принес божий ангел.
Разногласия вокруг традиции о Христе вызвали появление двух школ, мифологической и исторической. Историческая традиция в большей или в меньшей степени признает наличие в этой истории реальной исторической основы. Вероятно, эту школу можно разделить на два направления: церковная историография, склонная относиться к материалу источника без какой-либо критики или с минимальной ее степенью, и научно-историческая светская историография, зачастую допускающая весьма значительную степень критического отношения, но при этом склонная видеть в нем отражение реальных исторических событий. Мифологическое направление также имеет несколько разновидностей. Одни его сторонники, в принципе, пользуются теми же историко-филологическими методами, что и их оппоненты, однако считают информацию о Христе религиозным, философским или литературным вымыслом. Другие вообще отрицают возможность исторических подходов. Так, французский астроном Ш. Дюпуи и немецкий ученый А. Древе видят в мифе о Христе аллегорическое отражение звездного неба или олицетворение языческих богов, которые проникли в христианскую мифологию. Традиция о Христе стала ключевым пунктом спора: мифологическая школа считает его вымышленным литературным персонажем или "отражением астрального неба", тогда как историческая школа склонна видеть в данных о нем историческую основу, а его самого- реальной исторической личностью.
Перед тем, как перейти к непосредственному анализу предания, отметим еще один аспект проблемы. Признание (или непризнание) историчности Иисуса Христа не имеет прямой связи с принадлежностью к вере. О преобладании человеческой или божественной природы Христа спорили еще представители Церкви, причем, крайние направления отрицали либо одно, либо другое, пока, наконец, не утвердилась формула единой богочеловеческой сущности. Именно ее и признает верующий человек, для которого Иисус является не исторической личностью или литературным вымыслом, но существом, имеющим Божественную природу и Сыном Божьим.
Сведения о Христе есть не только в Евангелиях. Одним из аргументов мифологической школы является преобладание сказочно-мифологических аллегорий в "Апокалипсисе Иоанна" и достаточно редко упоминания о его человеческой сущности в письмах апостола Павла. В гностических евангелиях от Фомы и Филиппа также почти нет данных биографического характера. Заметим, однако, что как Павел, так и гностики, настаивали на мистической, божественной сущности Христа, а "Апокалипсис" посвящен описанию второго пришествия и страшного суда. Отметим также, что в неканоническом Евангелии Петра, написанном около 70 г., подробно описывается казнь Иисуса, причем, приговор выносит не Пилат, а Ирод Агриппа, а также неканоническом Евангелии Эбионитов Иисус назван просто хорошим добродетельным человеком, которого стали почитать за его личные качества.
Важными являются сведения из "независимых" источников. 0 Христе пишет иудейский историк I века н.э. Иосиф Флавий и два римских историка, Корнелий Тацит и Светоний Транквилл. Самым большим и интересным является упоминание Иосифа Флавия (Иуд. древн., ХУП1,3,3). Симпатизирующий тон долго вызывал споры, когда сторонники мифологического подхода считали отрывок христианской интерполяцией, однако в 1971 г. французский исследователь Ш. Пинес обнаружил сирийский и арабский переводы этого отрывка, также помещенного у византийского историка 10 века Агапия. Два текста (Иосифа и цитата Агапия) отличается некоторыми формулировками, однако речь может идти только о редакции текста, но не о его интерполяции.
Аргументы мифологов достаточно серьезны, но против них есть и возражения. Разногласия между источниками, хотя и существенны, но не превышают обычных отличий между источниками. Вместе с тем, при всей противоречиях, история Иисуса имеет общий стержень и несомненное художественное единство. Деятельность Иисуса начинается в Галилее, все Евангелия сообщают о его крещении Иоанном Крестителем. Согласованной является традиция о финальном рассказе о суде и казни. Помимо сюжетного видно и художественное и идейное единство. Не столь решающим является и аргумент о чудесах. Феномен целительства изучен достаточно мало, а особенности восприятия его массовым сознанием. Интересной параллелью является история Аполлония Тианского, чудотворца и предсказателя I в. н.э. В жизнеописании Аполлония рассказываются еще более невероятные истории, однако Аполлоний - это реальное лицо.
Итак, у нас нет оснований отвергать евангельскую традицию и, вероятнее всего, в I половине I века н.э. в Палестине ( особенно - в Галилее) действовал странствующий проповедник по имени Иешуа, по убеждениям близкий к ессеям. Он был крещен Иоанном Крестителем ( возможно, принадлежащим к кумранитам). Первоначальное учение восстановить сложно. Его основой было обновление мира, взятие на себя человеческих грехов и эсхатологическая идея конца света. Учение было проникнуто глубокой гуманистической идеей и призывом к милосердию, непротивлению злу ж братству людей. В отличие от кумранского, это учение было открытым, а деление на "своих" и "чужих" не было ему свойственно. Историческую основу имеет и процесс Христа. Его инициатором была иудейская верхушка, Поскольку иудейский закон запрещал объявление человека мессией. Любопытно, что иудейские власти передали Иисуса римлянам (аргумент, что они не имели полномочий, похоже, маловероятен), и быть может этим и объясняется странная позиция Пилата. Иисуса явно судили по обвинению в оскорблении величия, поскольку в то время закон карал не только реальные действия /заговор, переворот, государственная измена/, но и слова, магические действия, неосторожные поступки. Пилат понимал, что даже расширительное толкование закона было бы неприменимо в данном случае, однако иудеи могли пожаловаться в Рим. 30-е гг. I века, время правления Тиберия /14-37 гг./ были периодом активизации репрессий, и страх Пилата становится вполне понятен. Интересно, что после казни Иисуса и Пилат, и первосвященники были смещены с должностей- в Риме явно проявили свое недовольство.
Реальны и другие персонажи. Несомненно историчен прокуратор Понтий Пилат и правивший независимой частью Иудеи царь Ирод Антипа /4-39 гг. н.э./, в рассказе фигурирует и Ирод Великий. Иосиф Флавий упоминает первосвященников Анана и Кайафу, а Евангелия и Иосиф Флавий с небольшими разночтениями рассказывают об убийстве Иродом Агрипной Иоанна Крестителе Остальные персонажи известны только из христианской литературы, что, в общем, тоже не является основанием для отрицания их реальности.