Ранняя юность

Класс

Классы

Класс

Особенности возраста.

Работа психолога в среднем звене.

 

Основная особенность возраста – резкие качественные изменения, их неравномерность, отчуждение от взрослого, переход к теоретическому мышлению, логической памяти.

ССР в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:

подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;

происходит расширение социальных условий; Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.

Основное новообразование этого возраста перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Среди других новообразований чувство взрослости;

на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения;

нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка;

самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Основные задачи психолога в период подросткового кризиса:

1. помощь в осознании того, что происходит и поиске конструктивных форм преодоления кризиса;

2. разъяснение родителям и работа с ними;

3. своевременная диагностика крайних форм прохождения кризиса и адресная психологическая помощь;

4. разделение возрастных отклонений от нарушения психического развития.

 

Основные задачи развития:

1. овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

2. формирование умения учиться в среднем звене;

3. развитие учебной мотивации, формирование интересов;

4. развитие навыков сотрудничества, сравнивания своих результатов с другими;

5. формирование умения добиваться успеха, развитие уверенности в себе;

6. формирование представлений о себе как об умелом человеке.

 

Адаптация:

Необходимо обратить внимание учителей на возрастные особенности пятиклашек для избежания «овзрасливания».

Необходимо обсуждать с педагогами и родителями индивидуальные особенности и возможности детей.

 

Высокая эмоциональность – эмоциональное отношение к предмету, эмоциональная усталость – необходимо позитивное окрашивание деятельности. Ориентация на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности.

 

Основные задачи развития:

1. формирование нового уровня мышления. Логической памяти, избирательного, устойчивого внимания

2. формирование широкого спектра способностей и интересов

3. формирование интереса к другому человеку как к личности;

4. развитие интереса к себе, навыков самоанализа;

5. развитие и укрепление чувства взрослости, адекватных форм самостоятельности;

6. развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

7. развитие форм и навыков личностного общения со сверстниками;

8. развитие моральных чувств, эмпатии;

 

Характерно появление субкультур, стремления быть как все.

Большое значение имеет общественно полезная деятельность (острая потребность в признании), появляются «зашкольные» интересы.

В учебе – ориентация на реальные достижения. Появляется личностный смысл учения.

Формируется умение думать и говорить о себе – развивается личностная рефлексия.

 

Основные задачи:

1. формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, развитие рефлексии;

2. развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

3. развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

4. развитие воображения;

5. развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками;

6. формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

7. развитие позитивного и адекватного «физического Я».

 

Возникает проблема делинквентности, проблема отверженности.

Формирование средств общения, эмпатии, отзывчивости.

Воля!

Подростковый аффект. – трудности в осознании своих чувств и переживаний.

Проблема самооценки.

Группообразование – как все.

Сексуальное развитие – полоролевая идентификация.

Дебют психических заболеваний и формирование акцентуаций характера.

 

 

! профессиональное самоопределение.

Личностное самоопределение, построение замысла жизни, обращенность в будущее.

Быстрое развитие специальных способностей.