Ранняя юность
Класс
Классы
Класс
Особенности возраста.
Работа психолога в среднем звене.
Основная особенность возраста – резкие качественные изменения, их неравномерность, отчуждение от взрослого, переход к теоретическому мышлению, логической памяти.
ССР в этом возрасте характеризуется следующими особенностями:
подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;
происходит расширение социальных условий; Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.
Основное новообразование этого возраста перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание (иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. Среди других новообразований чувство взрослости;
на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения;
нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка;
самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
Основные задачи психолога в период подросткового кризиса:
1. помощь в осознании того, что происходит и поиске конструктивных форм преодоления кризиса;
2. разъяснение родителям и работа с ними;
3. своевременная диагностика крайних форм прохождения кризиса и адресная психологическая помощь;
4. разделение возрастных отклонений от нарушения психического развития.
Основные задачи развития:
1. овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2. формирование умения учиться в среднем звене;
3. развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4. развитие навыков сотрудничества, сравнивания своих результатов с другими;
5. формирование умения добиваться успеха, развитие уверенности в себе;
6. формирование представлений о себе как об умелом человеке.
Адаптация:
Необходимо обратить внимание учителей на возрастные особенности пятиклашек для избежания «овзрасливания».
Необходимо обсуждать с педагогами и родителями индивидуальные особенности и возможности детей.
Высокая эмоциональность – эмоциональное отношение к предмету, эмоциональная усталость – необходимо позитивное окрашивание деятельности. Ориентация на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности.
Основные задачи развития:
1. формирование нового уровня мышления. Логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
2. формирование широкого спектра способностей и интересов
3. формирование интереса к другому человеку как к личности;
4. развитие интереса к себе, навыков самоанализа;
5. развитие и укрепление чувства взрослости, адекватных форм самостоятельности;
6. развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
7. развитие форм и навыков личностного общения со сверстниками;
8. развитие моральных чувств, эмпатии;
Характерно появление субкультур, стремления быть как все.
Большое значение имеет общественно полезная деятельность (острая потребность в признании), появляются «зашкольные» интересы.
В учебе – ориентация на реальные достижения. Появляется личностный смысл учения.
Формируется умение думать и говорить о себе – развивается личностная рефлексия.
Основные задачи:
1. формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, развитие рефлексии;
2. развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
3. развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
4. развитие воображения;
5. развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками;
6. формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
7. развитие позитивного и адекватного «физического Я».
Возникает проблема делинквентности, проблема отверженности.
Формирование средств общения, эмпатии, отзывчивости.
Воля!
Подростковый аффект. – трудности в осознании своих чувств и переживаний.
Проблема самооценки.
Группообразование – как все.
Сексуальное развитие – полоролевая идентификация.
Дебют психических заболеваний и формирование акцентуаций характера.
! профессиональное самоопределение.
Личностное самоопределение, построение замысла жизни, обращенность в будущее.
Быстрое развитие специальных способностей.