Устранить отрицательные психические состояния можно двумя путями.
Первый — выяснить и устранить причину отрицательного состояния учащегося или настроения всей учебной группы.
Второй — стимулировать оптимальное психическое состояние соответствующими способами воздействия на психику учащихся.
Регулирование настроения учащихся в процессе занятий с ними осуществляется с целью сохранения и улучшения их оптимального психического состояния путем предупреждения и устранения каких-либо отрицательных психических состояний.
А они могут возникнуть и практически часто возникают от одного лишь неудачно сказанного слова преподавателя или нетактичного замечания, от постановки учащимся слишком легкого или непосильного задания, от неуместной шутки или поступка кого-либо из учащихся, а может быть от однообразия занятий, от усталости или утомления.
Подобных помех в учебном процессе бесчисленное множество, и каждая из них может вызвать отрицательное для данных занятий психическое состояние, а через эмоции — и в целом настроение учащихся, снижающее эффективность учебного процесса.
Каждая помеха, выражающаяся в ошибке преподавателя или его неуместном замечании тому или иному учащемуся, а может быть, в реплике или поступке последнего, должна быть немедленно устранена, и созданное ею впечатление, а следовательно, и психическая реакция, которая может перейти в состояние учащихся, — исправлены.
Именно в этом, в регулировании настроения учащихся, заключается главнейшая из трудностей и вся тонкость преподавательской деятельности.
Все управление настроением учащихся на учебных занятиях, как видно из сказанного, сводится к строго определенной целенаправленности, глубоко продуманному программированию деятельности преподавателя по созданию у учащихся оптимального настроения, постоянному контролю за их психическим состоянием и незамедлительному регулированию настроения учебной группы, обеспечивающему сохранение и усиление оптимального настроения на протяжении всего занятия.
Устранение негативных состояний можно осуществить одним из следующих мероприятий:
1. организовать соревнование в чем-либо;
2. сообщить что-то радостное;
3. поощрить успех;
4. увлечь работой,
5. личным примером.
При этом стараться настроить соответствующим способом прежде всего фактических лидеров неофициальных микрогрупп (преподаватель должен знать их и чаще контактировать с ними), по которым непроизвольно равняются остальные учащиеся.
Для создания в учебной группе оптимального настроения учащихся необходимо:
1) поставить важную для учащихся цель их деятельности;
2) вызвать интерес к предстоящей учебной работе;
3) объяснить трудности и опасности, но при этом вселить уверенность в успехе;
4) своевременно обнаруживать и устранять проявления и причины отрицательных психических состояний.
Выявление и устранение проявлений отрицательных психических состояний уже относится к функциям их контроля и регулирования.
Контроль настроения учащихся в процессе занятий — одна из важнейших обязанностей преподавателя. В этом заключается основная сущность обратной связи в учебном процессе, без которой управление настроением учащихся, невозможно.
Каждое слово преподавателя, каждое его задание или замечание учащимся есть непосредственное воздействие на их психику, в частности на психическое состояние.
Насколько эти воздействия эффективны, полезны или вредны, можно определять лишь постоянным наблюдением за реакциями учащихся на эти воздействия.
Обнаружение каких-либо отрицательных реакций с их стороны требует от преподавателя незамедлительых мер по их устранению, пока они не испортили общее настроение всей учебной группы.
В этих мерах заключается сущность регулирования настроения отдельных учащихся и психологического климата группы.