Как стимулировать мотивацию радости учащегося?
Как стимулировать мотивацию будущего у учащихся?
Как стимулировать мотивацию настоящего у своих учащихся?
Как стимулировать мотивацию прошлого?
Подростка /Под ред. Г.Г.Аракелова. – М., 1990. – С. 91-129.
Печатается по изданию: Учителям и родителям о психологии
Мотивация разносторонней деятельности учащихся
В.Ф.Моргун
Известно, что научить – это дать учащемуся знания, умения и навыки. Однако, этого мало. Необходимо воспитать у него потребность, мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков.
Как же формируются те или иные мотивы социального поведения учащихся?
Ниже приведен анализ конкретных типов мотивации личности учащегося в ходе обучения, а также описаны педагогические приемы стимуляции рассматриваемых мотивов.
1. Поговорите о прошлом с ребенком, пусть напишет сочинение о своем детстве.
2. Поговорите о прошлом ребенка и его родителей с родителями и близкими учащегося. Поручите ему составить свою родословную с описанием портретов своих предков.
3. Проведите цикл встреч, экскурсий и походов родителей и детей по истории родной школы, предприятий и учреждений, исторических памятников, зданий и мест родного села, города, края.
1. Собственным интересом учителя к настоящему и собственной его самоотдачей «здесь и теперь».
2. Собственным интересом к каждому учащемуся, его самочувствию, продуктивности в работе и ее результату.
3. Обязательным совместным анализом итогов в конце каждого рабочего дня по схеме: что сделано (похвалить тех, кто отличился), что не сделано (указать на тех, кто подвел) и как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше и в чем сделаться лучше как воспитателю, так и самим воспитанникам.
1. Приобщить детей к систематическому планированию собственной работы. Не бояться кратко изложить план на урок, на день, на школьную неделю, на четверть. Еще лучше приобщить детей не только к текущему, но и перспективному планированию - на год, на пятилетку, на после школы, после ПТУ...
2. Осуществлять не только календарное планирование, но и смысловое («старайся в будущем никогда не подводить своих товарищей» и т.п.).
3.Давать детям пофантазировать, помечтать о будущем.
1. Снятие наказаний, неудовлетворительных отметок и даже критики в ходе обучения. Если учащийся еще не способен что-то сделать, то за что его критиковать?
2. Доброе слово за малейший успех, за малейшую победу в соревновании с самим собой и другими, за помощь другим после победы над ними, чтобы радость победы была нравственной.
3. Своевременное поощрение и документальное его оформление за участие и успехи во всех видах деятельности учащегося (свидетельства, грамоты, подарки, премии, награды и т.п.). Особенно важна в этом деле публичность, гласность и своевременность (чтобы все знали, «кому, за что и сколько»).