Звенья проблемного обучения

Компоненты проблемных ситуаций

Классификации проблемных ситуаций

Ключевые понятия

Проблемное обучение

(И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, В.Оконь, и др.)

Задача - такие интеллектуальные задания, в результате выполнения которых ученик должен раскрыть некоторое искомое отношение, свойство, величину, действие. Не предполагает включение в нее субъекта действия.

Проблема - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учеников в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Проблемная ситуация - ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях.

 

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором

· усвоение учениками готовых выводов наук сочетается с систематической самостоятельной поисковой деятельностью;

· система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;

· процесс взаимодействия учителя и ученика ориентирован на формирование научного мировоззрения, познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей учащихся.

В обучениипринцип проблемностиреализуется в содержании учебного предмета (системе проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины) в ходе развертывания этого содержания в учебном процессе (построения обучения по диалогическому типу).

Для субъекта решение проблемных ситуаций означает определенный шаг в его развитии, в получении нового, обобщенного знания на основе решения содержащейся в ней проблемы. Возникает субъективная познавательная потребность в новых знаниях, происходит субъективное открытие новых знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач.

· задачи с недостающей или избыточной информацией;

· задачи с противоречивыми данными;

· задачи различной степени сложности числом операций и т.п.

· объект познания (что узнать);

· субъект познания (кто узнает);

· мыслительное взаимодействие объекта и субъекта познания (определяется особенностями учебного материала и дидактическими приемами ).

· Мотивационное, творческое.

· Информационное.

· Тренировочное.