Принципы развивающего обучения
Содержание и программа обучения
Примечания
1 Репкин В.В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. – Харьков-Томск, 1992.
· учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов;
· каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
· стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
· программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения; проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;
· содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
Основные положения, характеризующие содержание учебных предметов и умения, которые должны быть сформированы при усвоении этих предметов в учебной деятельности:
1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными; последние выводятся из общего и абстрактного как из своей единой основы.
2. Знания усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.
1. Принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития.
2. Принцип развивающего обучения - можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия.
3. Принцип деятельности - получение сведений не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности.
4. Принцип предметности - обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели.