Уровни развития коллектива и его психологический климат

 

Анализ структуры и особенностей коллектива, выполненный в "деятельностном ключе" в тесной взаимосвязи с анализом изоморфных характеристик личности, позволил убедиться, что эффективность выполнения коллективом возложенных на него социально производственных функций зависит прежде всего от следующих моментов:

а) уровень усвоения и принятия каждым человеком деловой философии корпорации, фирмы, организации и т.д., проявляющийся прежде всего в особенностях ценностно-ориентационного единства коллектива;

б) степень соответствия формальной и неформальной структур коллектива, базирующаяся на учете и раскрытии склонностей и способностей каждого члена коллектива;

в) преобладание положительных или отрицательных оценок в общественном воздействии на личность (общественном мнении коллектива о личности).

Эти проверенные теоретически и практически критерии избраны нами основой для дифференциации уровней развития коллектива. Последнее выступает как интегральное состояние социального (социально-производственного) объединения людей, детерминирующее степень эффективности выполнения коллективом поставленных целей и задач, а также психологическую идентификацию каждой личности с данным коллективом. Две важнейших характеристики: эффективность деятельности и комфортность личности в социальном объединении определяют его уровни, среди которых можно выделить:

I- (самый низкий) - разобщенный, это коллектив, который обычно или начал формироваться, или уже «разлагается». В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга; принципы и нормы коллектива этим людям мало известны или уже не вызывают у них признания и морального одобрения. Хотя формальная структура такого коллектива существует, она не подкрепляется неформальны ми товарищескими отношениями, наоборот, в контактах существуют официальность, натянутость, недружелюбие. Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п.

II- (средний) - расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды. В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки. В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки. При этом их влияние на человека зависит от признания или непризнания данной оценки коллектива или руководителя группировкой, в которую входит личность.

III - (высший) - сплоченный коллектив - в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. Формальная и неформальная структура максимально сближены, большинство членов коллектива поддерживают между собой дружеские отношения, нет устойчивых антипатий. И сам коллектив и его руководство в воздействии на человека опираются на положительную оценку, одобрение, на признание и стимулирование его творческих потенций. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им.

Вполне понятно, что приведенная дифференциация относительна и допускает иные критерии и иную терминологию. В частности, психолог Л. Уманский еще в прошлом веке предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом:

песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения);

мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое);

мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива);

алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов);

пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности);

пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме "надоевшей" работы уже ничто не объединяет, неформальное общение практически отсутствует).

Несмотря на условность выделения стадий, и наша и последняя классификации показывают, что есть реальные "ступеньки" в формировании и развитии коллектива, которые "не обойти", а как они будут называться - это дело исследователей и практиков. Выделение стадий или уровней развития коллектива необходимо, поскольку с ними связаны ряд существенных закономерностей функционирования социальных объединений, которые нельзя не учитывать в теории и практике.

Уровень развития коллектива предопределяет его морально-психологический климат. Последний понимается как эмоциональное отражение людьми эффективности деятельности и характера отношений в коллективе. Если уровень развития - объективная (хотя и условно выделенная) реальность, то климат - это эмоциональная оценка человеком сложившегося уровня. Анализируя рассмотренные нами уровни коллектива в данном плане, можно уверенно утверждать, что, чем выше уровень развития коллектива, тем благоприятнее отношения в нем, тем благополучней и комфортней чувствует себя человек.

Уровень развития обусловливает и степень воздействия коллектива на личность: чем он выше, тем скорее личность отзовется правильной реакцией как на положительное, так и на отрицательное воздействие. Если личность не признает и не ценит свой коллектив, она может не отреагировать на самые жесткие его санкции.

Управлять коллективами с различным уровнем развития невозможно одинаково. В коллективах низкого уровня некоторое время вполне возможны приемы и средства давления, принуждения; чем выше по развитию коллектив, тем демократичней должны быть механизмы воздействия на общность людей в целом и на каждую отдельную личность. Эту закономерность мы еще рассмотрим в дальнейшем.