Учет темпераментов детей в учебно- воспитательной работе.

И.П. Павлов выделил еще три типа высшей нервной деятельно­сти: мыслительный, художественный и средний — в зависимости от преобладания активности одного из полушарий головного мозга.

Мыслительныйтип характерен для правшей, т.е. людей с доми­нирующей активностью левого полушария. Такие люди рассуди­тельны, анализируют происходящее, планируют свои поступки. Люди этого типа успешны в математике и в науке в целом.

Художественныйтип свойственен левшам, у которых преобла­дает активность правого полушария. Такие люди эмоциональны, обладают ярким воображением, при этом их поступки основыва­ются на чувствах, а не на разуме. Их интересует искусство, писа­тельское и художественное творчество.

Большинство же людей относятся к среднему типу. Развитие их мыслительных или художественных знаний и навыков зависит от воспитания или социальной ситуации развития. В семье научных деятелей средний тип скорее «эволюционирует» в мыслительный, а в семье художников — наоборот.

Известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг(1875—1961) выделил две категории людей: экстраверты («обращенные вовне») интроверты («обращенные внутрь себя»). Экстраверты— общительные, активные люди, легко заводя­щие новые знакомства и не испытывающие сложностей в обще­нии. Экстравертами считаются сангвиники и холерики. Такие лю­ди стремятся всегда быть в центре внимания, активно участвуют в общественной жизни. Экстраверты любят рисковать, демонстри­ровать свои лидерские качества. Они чувствуют себя крайне не­комфортно, находясь в одиночестве.

Интроверты— малообщительные, сдержанные люди, более комфортно чувствующие себя в одиночестве, не стремящиеся к об­щению в группе. К интровертам относят флегматиков и меланхоли­ков. Интроверты, как правило, концентрируются на одном деле и предпочитают оценить ситуацию, прежде чем приступать к работе. Принято считать, что у экстравертов ведущим полушарием является правое, у интровертов — левое.

Чистые экстраверты или интроверты встречаются достаточно едко. В каждом человеке в зависимости от ситуации могут проявляться те или иные черты.

 

Ганс Юрген Айзенк(1916-1997) ввел понятия «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональная неустойчивость» (нейротизм).

Нейротизм— это эмоционально-психологическая неустойчивость являющаяся результатом неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Нейротизм проявляется как чувствительность к внешним воздействиям, повышенная эмоциональность и тревожность. Нейротизм приводит к обидчивости, стрессам, по­давленности, раздражительности. Крайними формами проявления нейротизма являются злость, ярость, постоянное ощущение чувства вины.

Эмоциональная стабильностьсвойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству.

На основе этих двух факторов Айзенк расширил теорию Юнги и применил сочетания «нейротизм — стабильность» и «экстраверсия — интроверсия» по отношению к типам темперамента:

холерик — экстраверт с повышенным нейротизмом;

меланхолик — интроверт с повышенным нейротизмом;

сангвиник — эмоционально устойчивый экстраверт;

флегматик — эмоционально устойчивый интроверт.

 

Одну из самых известных типологий темперамента предложил немецкий врач-психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964). В своей работе «Строение тела и характер» (1921) он описал около 200 больных, выделив в итоге несколько основных типов строения тела. Он также установил, что имеется связь между типом телосложения и склонностью к психическим заболеваниям. Кречмер предложил три основные «конституционные группы»: шизотимики, циклотимики, и иксотимики.

 

Им было выделено три основных типа телосложения и соответствующие им типы личности.

Астеник(от греч. овеге — слабый) — человек хрупкого тело­сложения с плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными руками и ногами, слабой мускулатурой. Люди с астеническим те­лосложением имеют часто шизотимический тип личности. Они замкнуты, серьезны, склонны к размышлениям, упрямы, с трудом приспосабливаются к новому окружению или условиям, чувстви­тельны и ранимы.

Пикник(от греч. лькуо'ё, — толстый) — человек малого или среднего роста с явно выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, короткой шеей. Соответствующий ему тип лич­ности — циклотимик. Такие люди очень активны, общительны, эмоциональны, легко вступают в контакт с людьми и приспо­сабливаются к новым условиям.

Атлетик(от греч. — свойственный борцам) — чело­век пропорционального телосложения, с крепким скелетом, развитой мускулатурой, широким плечевым поясом. Этот тип тело­сложения имеют искотимики — люди маловпечатлительные, сдер­жанные, властные, с невысокой гибкостью мышления. Зачастую могут быть очень уверенными в себе и энергичными, при рас­стройствах психики склонны к эпилепсии.

Американский психолог Уильям Герберт Шелдон(1898—1977) является автором конституциональной теории. Шелдон установил связь между типом строения тела человека и его темпераментом.

Шелдон говорил о том, что на ранней стадии развития эмбри­он состоит из трех зародышевых листков. Позднее из одного раз­виваются внутренние органы (эндодерма), из другого — мышцы и сердце (мезодерма), из третьего — нервная система (эктодерма).

В соответствии с этим, по мнению ученого, имеются три ос­новных соматотипа. Каждому соматотипу соответствует опреде­ленный психотип следующим образом:

У человека с эндоморфным соматотипомнаибольшее развитие имеют внутренние органы. Данный тип характеризуется избытком жировых тканей, широтой кости. Тело обладает относи тельно слабой мускулатурой. Такой человек отличается достаточно медленной реакцией, общительностью, приветливостью, нормальным проявлением эмоций.

Мезоморфный соматотип формируется тогда, когда ведущую роль в развитии играет мышечная система. Такой человек обладает стройной, мускулистой фигурой, низким количеством жировых отложений. Такой человек энергичен, решителен, но в то же время испытывает трудности в общении, не способен проявлять эмоции.

Человек эктоморфного соматотипаформируется при ведущем развитии нервной системы и мозга. Данный тип характеризуется хрупким, слабым телом. Человек такого типа зачастую несколько заторможен в движениях, склонен к уединению, скрытости чувств, нелюбовью к большим компаниям.

В современной психологии большинство конституционных концепций повергаются критике из-за недооценки в них роли со­циальных факторов, влияющих на формирование психических свойств человека.

Знание темперамента, отражающего особенности прирожден­ной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учеб­ной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системы, т. е. при нали­чии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеоб­разие этим чертам. И. П. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает че­ловек во время своего индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания и обучения.

return false">ссылка скрыта

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхо­лический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как про­цесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изу­чены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говори­лось, нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятель­ности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темпера­мент имеет и положительные, и отрицательные стороны. Напри­мер, там, где нужна большая выносливость, большая работо­способность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувстви­тельность, с такой деятельностью лучше справится слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности при­менительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темпе­рамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная тем­пераменты учащихся, учитель должен так организовать деятель­ность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому учителю, к управлению им собственным темпераментом. Учителем может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолеть отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздра­жительность. Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребо­вательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешитель­ность.

Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента?

У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, системати­чески воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отноше­ниях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хоро­шего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аф­фективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На хо­лерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на та­ких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактич­ность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше дей­ствовать и проявлять активность. Но следует соблюдать посте­пенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

У детей меланхолического темперамента необходимо разви­вать общительность, через общественную деятельность посте­пенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной рабо­те воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.

Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к но­вой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися I класса.

Внимание учителя должны привлекать и ученики флегмати­ческого темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделя­ется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объек­том специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают оних, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усид­чивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка школьника на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.