Шаг 11. Используйте десять приемов борьбы с пустословием
Правило «5 - 15 - 40» всем хорошо, но... Вы можете вспомнить профессиональных говорунов, способных часами рассуждать ни о чем. Две кассеты записей и ноль информации. Если вам такие в ближайшее время попадутся - радуйтесь. Вы сможете опробовать методику«расшифровка смыслов».
Всю информацию, сообщаемую в речи, можно разделить на информацию высокой точности, создающую у человека или аудитории четкое представление о сути сообщения, и информацию низкой точности, не имеющую однозначного восприятия.
Информацией высокой точности пользуются те, кто желает быть понятым по возможности однозначно. Если жена решила сготовить домашний пирог, то, отправляя мужа либо детей в магазин, снабдит их подробным списком. Она, правда, может ограничиться общей инструкцией: «Купи что-нибудь». Но в этом случае врядли получится пирог - какие-нибудь компоненты наверняка забудут купить. Юрист, консультируя клиента, наверняка подробнейшим образом проконсультирует его, как вести и что говорить. Желая получить точный результат, мы применяем и точный, конкретный язык.
Иное дело - речь политика или чиновника. Они предпочитают пользоваться предельнонеконкретным языком. Искусство политика состоит в умении формулировать фразы, которые кажутся вполне конкретными, но звучат достаточно неопределенно Для того, чтобы подстраиваться к опыту слушателя, каким бы он ни был. Это позволяет составлять выступления, хорошо воспринимаемые даже конфликтующими группировками.
Один шейх был очень счастлив - у него была замечательная жена. Затем счастье его удвоилось - он взял вторую жену тоже очень замечательную. И вот шейх решил одарить своих жен роскошным подарком. Пошел на базар и купил два одинаковых золотых ожерелья. И подарил их, попросив каждую держать это в тайне. Вскоре случилось так, что жены поссорились. Вне себя от ревности и соперничества бросились к мужу с вопросом: «Скажи нам, о великий из мужчин, кого из нас ты любишь больше всего?». Шейх ответил им, что больше всего на свете любит обеих своих жен. Но те не сдавались: «Признавайся, кто из нас повелительница сердца твоего?». Деваться шейху было некуда - надо давать ответ. Шейх вздохнул и сказал: «Если вы непременно это хотите знать, я скажу вам всю правду. Я люблю больше всего ту из вас, которой подарил золотое ожерелье».
Теперь представьте, что вы пришли на интервью к чиновнику Он ласково смотрит на вас и уверенно разъясняет свою позицию: «Я понимаю ваше беспокойство. Мы постарались принять все меры, чтобы все прошло на высшем уровне. Людям будут представлены все возможности для работы. Единственное, чего мы опасаемся, так это провокаций. Один известный генерал сообщил, что ему не нравится наше стремление к мирному разрешению противоречий...»
Что вам сказал чиновник? Да ничего. Его слова можно трактовать каким угодно образом. Но журналист - не вторая жена шейха, ему важно донести до читателя конкретную информацию. И вот здесь вам и понадобится методика «расшифровка смыслов». Внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят. В речи собеседника можно выделитьдесять основных приемов «искусной неясности» и столько же вопросов, позволяющих получить более точную информацию.
1. Неконкретные слова, которые в предложении занимают место существительного, однако они неосязаемы - их нельзя потрогать, увидеть или услышать. Существует простой способ проверить - спросите себя: «Можно ли это слово положить в тачку?». Свободу в тачку не положишь, потому что это чистой воды абстракция.
Если вам говорят: «Мы выступаем за свободу!», спросите: «Свободу от кого? Что конкретно вы понимаете под этим словом?». Заверения политиков о «системе коллективной безопасности», «равенстве интересов» без расшифровки могут означать что угодно.
2.Неконкретные глаголы. которые стирают качества: как, и где действие имело место, а также продолжительность и интенсивность действия.
Если вам говорят: «Они давно уже грозят нам», полезно спросить; «Чем именно грозят?».
Диапазон «грозить» широк: от угрозы физического уничтожения до словесных оскорблений.
3. Ваш собеседник может запросто«упустить» действующих лиц.
Если вам говорят: «Люди поддержали наше предложение», спросите: «Какие именно люди поддержали?».
Иначе у читателя сложится иллюзия, что все люди поддержали предложение, а на самом деле это, может быть, всего лишь несколько человек. Выражение «один генерал», как вы понимаете, тоже требует уточнения. В этом случае полезно изобразить полное недоумение:«Не знаю, какого генерала вы имеете в виду?».
4. Собеседник в разговоре с вами может воспользоваться приемомудаления, то есть опустить фразу, относящуюся к главному существительному. Это тот случай, когда вам говорят: «Я знаю, что вы любопытны», а причина, по коей вас решили отнести к разряду любопытных, в речи отсутствует. Вы можете восстановить этот пробел, поинтересовавшись: «Почему вы решили, что я любопытен?».
5. Аргументируя свою позицию, интервьюируемый может пользоваться приемом«связывания». Довольно элегантный способ соединения явлений, в сущности не имеющих отношения друг к другу. Имеются три типа связывания.
Первый - с помощью союзов и, а, но. «Вы послушали их и наверняка заметили противоречия». Пойматься на такую фразу можно запросто. Только подумайте - до того, как вы ее услышали от собеседника, противоречий не замечали. Или вот такое заявление: «Президент заболел, а журналисты уже готовы бежать к оппозиции». Тут связываются в одно два события. Неопытный слушатель может подумать, что журналисты, заметив слабость президента, решили заигрывать с оппозицией. Но в реальности журналисты общались с оппозицией и до болезни президента. К тому же непонятно, почему они не могут этого Делан. Однако лукавый чиновник умудряется таким образом дать оценку, причем весьма негативную.
Второй тип связывания обеспечивается словами пока, когда, в течение, в то время как. Вам говорят: «В то время как депутаты сидят в Думе, дети шахтеров голодают». (Это реальная фраза, как-то озвученная правительственным чиновником.) То, что депутаты заседают в Думе, никак не связано с тем, что дети шахтеров голодают. В голодовке детей, скорее всего, виновато само правительство. Но эмоциональная реакция слушателя направлена против депутатов.
Третий тип связывания выполняется при помощи глаголов заставляет, побуждает, требует, позволяет, вызывает, вынуждает и т. д. Такого рода «связки» просто обожают начальственные особы. «Обстоятельства требуют от нас решительных действий». «Ваша позиция вынуждает нас быть более жесткими». Между тем обстоятельства нередко «требуют» совсем другого, нежели предложения оратора, а наша позиция будет удовлетворена не «жесткостью», а компромиссом.
Если вы заметили использование «связок», постарайтесь их «развязать». Спросите, какие у собеседника причины соотносить эти явления вместе.
6. Довольно часто используется прием«чтение мыслей». В этом случае собеседник, конечно же, мысли ваши не читает (это дар редкий). Он просто подразумевает, что сделать это достаточно просто.
В ответ на выражения типа «Эти слова, конечно, вызовут у вас интерес», «Вы думаете, что мы вас обманываем?» вы можете спросить: «Почему вам так кажется?».
Таким образом вы нейтрализуете манипуляцию и получаете информацию о том, как к вам относится собеседник.
7. Еще один прием -оценочные утверждения, где в предложении отсутствует субъект, производящий оценку.
Вам могут сказать: «Неправильно делать такой выбор». В этом случае полезно поинтересоваться: «Для кого это неправильно?».
8. Прием сверхобобщения. Ваш собеседник обобщает какое-либо поведение либо высказывание с помощью универсальных числительных все, каждый, всегда, никогда, никто и т. д. Нередко такое высказывание делается после одного-двух случаев. Если не отреагировать на сверхобобщение, ярлык «всегда» может закрепиться в качестве факта.
Поэтому на фразу: «Вы всегда делали так!» лучше отреагировать: «Если быть точным, то только один раз». Сверхобобщение «Никому нельзя доверять» можно нейтрализовать уточнениями «Вы никому не доверяли? Даже родителям и своему ребенку?».
9. При помощи слов следует, обязан, должен, не могу, не буду и т. д. моделируетсяотсутствие выбора.
Пример: «Мы должны принять это решение!». В качестве контрприема вы можете спросить: «Кому должны? Что случится, если вы его не примете?».
Такой вопрос полезно задавать и самому себе. Очень часто мы берем на себя обязанности, которые на самом деле таковыми не являются.
10. Часто применяемый прием- при сравнении опустить то, с чем_(и по какому основанию) осуществляется сравнение.
Например, политик заявляет: «Наша программа признана лучшей!». Можно выяснить: «Лучше кого? Почему лучше?» - таким образом вы получите от собеседника критерии, которыми он руководствуется в своем выборе.
Национальный совет преподавателей английскою языка ежегодно присуждает Призы Двоеречия видным деятелям Америки, а также фирмам и правительственным учреждения, преуспевшим в оболванивании граждан. Среди призеров - Рональд Рейган, заявивший, что «голосование против производства ракет МХ есть голосование против завтрашнего контроля над вооружениями».
Лоуренс Дж. Питер в свое время создал краткий лексикон бюрократического языка. Мы приведем некоторые его находки, которые наверняка пригодятся вам на практике.
Информация, неадекватно отражающая факты: неправда.
Несработавший вариант: разоблаченная ложь.
Неточность: ложь.
Нисходящее выравнивание экономики: депрессия.
Оптимизировать: усложнить дело настолько, чтобы обеспечить высокий уровень своей защищенности. Когда бюрократ говорит об оптимизации форм общения, он имеет в виду: пользуйтесь языком, позволяющим запутать, исказить, затемнить суть дела.
Отдел трудовых ресурсов: бюро по делам безработных.
Обработка текста: искусство сознательного нагнетания неопределённеости и затемнения сути дела.
Паникер: всякий, кто обнаружит непорядок.
Произвести отбор: уволить.
Спецканал: распространение информации в обход закона.
Углубить: переложить простые понятия на внушительный академический язык.
Упорядочить документацию: вложить в папку дополнительные справки и другие документы, позволяющие обезопасить себя и взвалить вину на других...
Словарь Питера может пополнить любой журналист - это нетрудно. Куда важнее научиться «отлавливать» их в речи вашего собеседника и просить расшифровки. Как верно заметил сам Питер: «По мере того, как слова утрачивают значение, они лишаются своей ценности, а вместе с тем теряют ценность и представляемые ими идеи».