Восприятие партнера как равного

Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров.

Безоценочное восприятие личности партнера

1. Безусловное принятие внутренних переживаний человека, которому хочешь помочь. Это подразумевает априорное доверие к намерениям партнера. «В гуманистическом общении партнер (в идеале) воспринимается цельно, целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества...».

Способность принимать человека таким, каков он есть. В процессе общения мы даем клиенту понять, что принимаем его, не споря с ним, не опровергая, никогда не используя слово "но". Мы всегда возмущаемся, когда слышим нечто вроде: "Мы на самом деле считаем, что вы хорошо делаете свою работу, но…"

2. Мы не даем клиенту оценок его реальности или точек зрения. Мы даем ему безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои проблемы без никаких оценок о том, хорошие они или плохие, правильные или неправильные.

3. Безоценочное восприятие не означает, равнодушного незаинтересованного отношения. Это не значит, что один участник общения беспристрастен по отношению к проблемам клиента. Но это не значит, что вам нужно все время быть формальным и что вам нужно все время прямо сидеть и холодно в упор смотреть на клиента.

Это означает, что когда человек что-то делает я не отношу это к себе. Это прививка против обидчивости. Обидчивость – это отнесение к самому себе. Это умение понимать, «не плакать, не смеяться а понимать» Спиноза.

Термин “принятие” нередко вызывает протест и недопонимание, потому что ошибочно ассоциируется с некритичным восхвалением и положительным огульным оцениванием.

Принятие — это не то же, что восхищение или положительная оценка. Это признание того, что существует. Способность поддерживать с человеком, нуждающимся в помощи, отношения, в которых не будет содержаться элемент угрозы. Это не только прямые угрозы типа нападок, критики, насмешек или нотаций. Важно также не демонстрировать свое интеллектуальное или моральное превосходство, не пользоваться преимуществами ситуации, чтобы навязать свою волю, взгляды и т. д.

Одна из основных задач психотерапии, например, и есть создание таких безоценочных отношений, в которых человек бы мог найти самого себя и «психологически родиться», то есть попытаться сделать то, что ему не удалось в детстве.

Всякий человек достоин того, что называется безусловным принятием.
Психотерапевт может оказаться в ситуации, когда принимать приходится того, кого в обыденной жизни принято осуждать. С позиций здравого смысла, едва ли достоин звания хорошего человека тот, кто подвергает физическому или психологическому насилию другого человека. Однако насильник нуждается в психологической помощи не меньше, чем его жертва. Такая работа - нравственное испытание.

Важно снова и снова напоминать себе, что ваше принятие клиента не означает одобрения его ценностей или поведения. Принимать - не значит соглашаться. Принятие (как понимание, а не оправдание) дает шанс проявиться и развиться хорошему в человеке. Принятие терапевтом своего клиента может послужить началом глубоких личностных изменений. Пережив (быть может впервые!) опыт безусловного принятия себя другим, человек начинает чувствовать себя достойным принятия и учится принимать самого себя.
В условиях частной практики возможности выбора психотерапевта расширяются. Он может отказаться от работы с человеком и переадресовать его другому специалисту в случае, если затруднения в контакте с данным клиентом оказываются непреодолимыми.

Большая часть того, что мы прорабатываем вместе с клиентом, нелогично. Люди в кризисной ситуации нередко делают то, что совершенно бессмысленно в их теперешней ситуации. Они действуют в полном противоречии с тем, чего они, казалось бы, хотят. Они реагируют на то, чего нет. Они основывают свои действия и реакции на галлюцинациях в своем уме и не смотрят на то, что происходит на самом деле. Профессионалу-психологу надо быть очень толерантным к нелогичности. Не оценивайте клиента и не опровергайте его. Когда вы замечаете какую-то нелогичность, не оценивайте ее как хорошую или плохую. Не говорите: "Посмотрите на этого идиота, он действительно чокнутый, с ним будет трудно что-то сделать". Он это делает, но не является этим. Мы всегда предполагаем, что человек по своей сути здравомыслящий, и когда он поймет, что он делает, он приведет это в порядок.

Наилучшая позиция фасилитатора - искренний интерес к тому, как это получается, что люди так действуют и мыслят. Внимание к неразумным вещам и их исследование, обнаружение их основ. Ведь у каждого есть в жизни много нелогичности. Ваша задача в том, чтобы заметить маленькие нелогичности, которых все остальные не замечают. И затем проработать эти нелогичности без критики, а с большим интересом. Выясните, как они устроены, что дает им силы. Работайте вместе с клиентом, выясняя, что же это такое на самом деле. И когда вы оба узнаете, что же это, нелогичности уже не будет.

Если фасилитатор занимает оценивающую позицию, то клиент остерегается выносить на обсуждение чувствительные темы.

Должно быть совершенно безопасно сообщать что угодно фасилитатору. Ему нужно быть беспристрастным и открытым к обсуждению чего угодно, не испытывая потребности оценивать это. Он работает, чтобы извлекать из всего хорошее, поэтому не нужно ничего скрывать.

Он выглядит и действует так, чтобы не тревожить клиента. Он вселяет в клиента чувство, что можно безопасно раскрыться и измениться.

По сути дела, в данном случае речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности

3. Не ставить диагнозы. К Роджерс, когда его спросили про диагноз, сказал «Он просто человек. Один из нас».

Преобладание в процессах понимания другого оценочного компонента – характерная черта «трудного» партнера по общению.

Отсутствие осуждения со стороны консультантов способствует тому, что клиенты начинают менее резко судить себя; таким образом, постепенно развивается способность к самопринятию. Кроме того, по мере развития у клиентов чувства собственного достоинства они начинают перемещать свой «центр оценки» от стандартов и убеждений других людей в сторону своих собственных взглядов. Таким образом, клиенты становятся менее уязвимыми по отношению к разрушительному воздействию внешней оценки.

Если обратиться к семейной терапии и консультированию, то в рамках этого подхода мы встретим объяснение "плохого" поведения человека его включенностью в семейную систему.
Например, подросток, который прогуливает школу, бродяжничает, ворует деньги, продает и употребляет наркотики и т.п. Его поведение является симптомом "болезни" системы,

Различные варианты дисфункций в семейной системе могут кристаллизоваться в концентрированном виде в поведении одного из членов семьи, который в этом случае предъявляется психотерапевту в качестве "идентифицированного пациента". Известно, что появление аутсайдера стабилизирует систему. Однако изменить его поведение оказывается возможным лишь в результате изменений всей системы семейных отношений, в которые он включен.
С этой точки зрения, невозможно возложить персональную ответственность на того, кто является лишь индикатором нарушений в более широкой системной целостности. Таким образом, оценка поведения человека как "хорошего" или "плохого" становится бессмысленной.

Важной задачей терапевта при работе с семьей является сохранение нейтральности в отношении своих клиентов. Терапевт не может вступать в коалицию с членами семьи, создавать с ними секреты. Он также должен сохранять конфиденциальность. Во многом терапевт занимает исследовательскую позицию, следуя за эмоциональным процессом в семье, давая членам семьи почву для размышлений и помогая семье перейти на новый уровень функционирования.

Стремление определить "правых" и "виноватых" в работе с семьей говорит лишь о пристрастности психотерапевта. Психолог не должен воспитывать, воспитывать - задача педагога.

Способность сохранять нейтральность во взаимодействии с конфликтующими членами семьи оказывается важнейшим условием профессиональной деятельности специалиста.
Соблюдение принципа нейтральности, объективности является непростой задачей, поскольку каждый член семьи, обратившейся за психологической помощью, надеется получить от специалиста подтверждение собственной правоты, поддержку своей позиции в противостоянии с партнером (мужем, ребенком, свекровью и т.п.).

Еще очень важно не оценивать как хорошее или плохое поведение или знакомых клиента. Не становиться на чью-то сторону. Нужно работать вместе с клиентом и для клиента, но помогать ему беспристрастно. Вы можете соглашаться с желанием клиента улучшиться, но не выражайте соглашения с его мнениями о своих сторонах или о других людях, особенно с отрицательными мнениями. Знайте для себя, что у всего и у всех есть какая-то исходная хорошая цель. И знайте, что все, что есть, просто ЕСТЬ. Незачем приписывать оценки.

Одной из наиболее часто фрустрируемых в процессе общения потребностей является потребность в равенстве.

Она сформировалась в социальном мире в ходе всего нравственного развития человечества и, вероятно, происходит от господствующей в биологическом мире потребности в превосходстве, заложенной у животных на уровне инстинкта. Биологически это обусловлено борьбой за выживание— выживает сильнейший, т.е. превосходящий. Внутри вида, часто происходит соревнование за право быть лидером, которое сопровождается демонстрацией каждой особью своего превосходства над другими, стремлением к доминированию.

У человека биогенные детерминаты не ликвидируются, но вынуждены как-то потесниться. Многие люди стремятся занять положение "выше". Но если это трудно, они соглашаются с положением равных, но почти все сопротивляются позиции "ниже".

Таким образом, в соответствии с представлениями человека, не всегда осознанными, партнер по общению должен подавать ему знаки равенства и исключать знаки превосходства.

«Трудный» партнерпо общению - высокомерный, надменный.

Например, в консультировании, оптимальная позиция консультанта по отношению к клиенту — это позиция равенства, одним из проявлений которого является равенство имен. Это означает, что лучше, если психолог представляется так же, как клиент — по имени-отчеству, просто по имени и т.д. (из этой рекомендации могут быть исключения, связанные с возрастом собеседника, а также со спецификой условий, в которых проходит консультация). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым, используя реплику типа: "Давайте познакомимся, как мне вас называть?" После того как клиент назовет себя, психолог, ориентируясь на его форму представления, сможет назвать себя соответствующим образом — Димой, Дмитрием или Дмитрием Борисовичем.

Т.О. для диалога как стиля общения характерно признание факта, что партнер имеет право на собственное мнение и собственное решение.

Люди разные, непохожие друг на друга, но равны. Если вы не будете забывать об этом, то не станете добиваться того, чтобы другие видели мир так же, как вы, - напротив, вас будут интересовать иные точки зрения. При этом ваша собственная точка зрения станет шире и богаче.

 

Т.А. Флоренская приводит в пример Сократа: «Реально он не равноправен со своими собеседниками и находится, по собственному определению, в роли «повивальной бабки», помогающей рождению истины в своих оппонентах. Но, помогая рождению истины в человеке, Сократ верит, что каждый его собеседник... способен прийти к ней; в этой возможности он равноправен со всеми, даже с глупцами».

Т.О. речь идет о способности воспринимать другого человека как постоянно изменяющегося и развивающегося.

И.Ялом: Когда один человек, терапевт, "лечит" другого, пациента, с самого начала понятно, что эти двое людей не равны и не могут быть полными союзниками; один расстроен и запутался, а от другого ожидается, что он будет использовать свои профессиональные навыки, чтобы распутать и исследовать объективно проблемы, лежащие в основе расстройства и замешательства. Кроме того, пациент платит тому, кто его лечит. Само слово "лечение" подразумевает неравенство. У терапевта множество пациентов; у пациента один терапевт

Очень часто мои пациенты жалуются на неравенство психотерапевтической ситуации. Они думают обо мне гораздо больше, чем я думаю о них. Я занимаю гораздо более значимую позицию в жизни пациентов, чем они в моей. Если пациенты могли бы задать любой вопрос, который захотят, я уверен, что для многих это был бы вопрос: вы когда-нибудь думаете обо мне?

Относиться к кому-то как к равному означает, что терапевт должен преодолеть или скрыть неравенство, ведя себя так, как будто он и пациент равны. Возможно, более правильно описывать терапию как отношение к пациенту как ко взрослому.

Оказывая помощь другому, очень важно уметь показать еожно, более правильно описывать терапию как отношение к пациенту как ко взрослому.

Оказывая помощь другому, очень важно уметь показать ему возможные перспективы, пусть даже он сам утратил веру в них. Убеждая другого человека в его автономности и независимости, в его самодостаточности и способности к развитию, мы должны верить в его потенциальные возможности. В профессиональном психотерапевтическом общении это означает доверие к собственным способностям клиента к личностному росту. Вы можете помочь людям обнаружить новые способности, полезные знания, направление в жизни, ресурсы, которые они могут использовать в любое время, и уверенность в том, что они руководят своей жизнью.

Наибольшее, что вы можете сделать для клиента--это показать ему, что он создает свою собственную реальность, что он является причиной. Если он действует как причина, он может сам определить, что ему нужно делать.

 

Подытожим сказанное. В современной психотерапии, практике оказания психологической помощи прослеживается тенденция все больше доверять возможностям человека, проходящего лечение, в определении процесса психотерапии. Все отчетливее обозначается принцип взаимодействия, а не воздействия. Двусторонний процесс имеет место при контакте двух людей, независимо от того, что один называется терапевтом, а другой — пациентом. Идет поиск решения проблемы при объединении усилий. Для достижения успеха психотерапевту нет необходимости разыгрывать из себя супермена, все знающего и способного все сделать за пациента.

Человек рассматривается как самоорганизующаяся система, обладающая достаточными ресурсами. Все, в чем он может нуждаться, — это помощь в использовании его собственных ресурсов. Один из инструментов в профессиональном общении специалиста и клиента – умелое задавание вопросов.

Ведь даже доброжелательное молчание, готовность вбирать и поддерживать рождающееся у пациента душевное движение тоже является разновидностью вопроса — немого и в то же время самого глубокого. “Скажи мне все, что хочешь”. Когда говорится о таком молчании, имеется в виду эмпатическое принятие Карла Роджерса, создающее пространство для безопасного самовыражения клиента или “пробел”, готовность терпеливо дожидаться проявлений активности пациента у Арнольда Минделла, как рыбак ждет поклевки*. Вопрос — это создание области отрицательного давления, готовой принять в свою форму то, что само просится наружу. Задача психотерапевта — моделировать емкости для смысла.

Сократ, с его “искусством повивальной бабки”, уже более 2000 лет назад показал эффективность спрашивания в философском разговоре: “Люди, когда хорошо предлагают им вопросы, сами решают их как надобно...”*. Открытие действия вопросов как “родовспомогателей” является, пожалуй, столь же значимым в области межчеловеческого общения, как открытие колеса в технике.

Т.О, в основе восприятия партнера как равного лежит вера в людей, как в способных изменяться и расти.

«Когда руководит лучший,

Когда сделана вся работа,

И каждая ее часть закончена,

Все люди скажут:

«Мы это сделали сами»»

(Лао-Цзы, «Дао-дэ-цзин». Это изречение Роджерс носил с собой в бумажнике).