Конгруэнтность партнеров по общению

ДИАЛОГ

Классификация видов ощущений

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

4.1.Осознание: ощущения, образы, чувства, мысли.

4.2.Внимание и память.

4.3.Речь и мышление.

4.4.Восприятие и оценка человеком себя.

 

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Сознание личности характеризуется наличием когнтивных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Ощущения– простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. С помощью органов чувств человеческий организм получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Любое ощущение представляет собой реакцию нервной системы на тот или иной раздражитель и носит рефлекторный характер. Следовательно, физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии стимула на адекватный ему анализатор. Термин анализатор был предложен И.П. Павловым. Анализатор состоит из трех отделов:

Периферический отдел – представлен рецепторами органа чувств, с помощью которых осуществляется прием раздражения;

Проводниковый отдел – образован нервными путями, по которым возбуждение передается от органа чувств в определенные зоны коры больших полушарий мозга;

Центральный отдел – представлен зонами мозга, где происходит анализ и переработка нервного импульса.

Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов предложил английский физиолог Ч. Шеррингтон в 1906 году.

Экстероцептивные,возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Эти ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и связывают человека с внешней средой.

Экстероцептивные ощущениябывают контактные и дистантные.

Контактные: осязательный, вкусовой, температурный, тактильный.

Дистантные: слуховой, обонятельный, зрительный.

Интероцептивныеощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наименее осознаваемые ощущения.

Проприоцептивныеощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играют решающую роль в регуляции движений, благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках, сухожилиях.

Существует также классификация ощущений по видам органов чувств: обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые и зрительные.

Свойства ощущений:

Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность,пространственная локализация.

Качество – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости.

Зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п.

Интенсивность является количественной характеристикой ощущений и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – временная характеристика определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Пространственная локализация раздражителя.Контактные ощущения: вкусовые, болевые, тактильные соотносятся с той частью тела, на которую действует раздражитель.

Общие закономерности ощущений

1. Чувствительностьи ее измерение определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности, возраста, силы и длительности раздражения и т.д.

2. Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Существует три разновидности этого явления:

– Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

– Притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя. Например, при погружении руки в очень холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем снижается.

Адаптация, направленная на повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Это может быть темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте.

3. Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент времени на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Например, зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых обонятельных раздражений. При резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности.

Восприятие– это отражение в сознании человека воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. В восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции.

Классификация видов восприятия:

В зависимости от форм отражениябывают: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, величины.

Восприятие пространства– восприятие формы, величины, объема, объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие величины– отражение величины предметов в зависимости от угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются.

Восприятие формы– отражение различных очертаний, границ предметов, зависящее от четкости изображения, остроты зрения.

Восприятие времени– отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Свойства восприятия

Целостность восприятия– свойство восприятия, выражающееся в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Константность восприятия благодаря константности человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность восприятия связана с особенностями внимания.

Осмысленность восприятия - оно тесно связано с мышлением и пониманием характера, природы и сущности явлений окружающего мира.

Большое значение в функционировании восприятия и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств – все это физические характеристики восприятия.

Историчность восприятия– восприятие мира через призму исторического развития общественного сознания. Итог всей общественной практики человечества.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

 

Память –психический когнитивный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании информации. В памяти, исходя из определения, различают основные процессы:

1. Запоминание– процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Запоминание определяется мотивами, целями, способами деятельностичеловека.

2. Сохранениепроцесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

3. Воспроизведение процесс памяти, в результате которого происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации.

4. Забывание – процесс памяти, в результате которого стирается в памяти полученная информация. Забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс, оно дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

Классификация видов памяти:

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:

1. По объекту запоминания:

Двигательная– запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Зрительная– запоминание, сохранение и воспроизведение различных предметов и явлений окружающей действительности благодаря зрительному анализатору. Зрительная память напрямую связана с развитым воображением: то, что человек может представить себе зрительно, легче запоминается, а потом воспроизводится.

Эйдическая – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Слуховая– запоминание, сохранение и воспроизведение благодаря слуховому анализатору. Хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, слуховых, речевых.

Обонятельная– память на запахи благодаря обонятельному анализатору.

Осязательная– память на прикосновения, давления, растяжения благодаря раздражению различных рецепторов кожи, слизистых оболочек и преобразованию клетками головного мозга.

Эмоциональная– память на чувства. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно ярко проявляется в человеческих взаимоотношениях.

2.По участию воли в процессе запоминания:

Произвольная память– вид памяти, когда перед человеком ставятся специальные задачи на узнавание, запоминание, сохранение и воспроизведение, осуществляемые благодаря волевым усилиям со стороны человека.

Непроизвольная память вид памяти, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

3.В зависимости от времени сохранения материала:

Мгновенная – непосредственное запоминание информации. Длительность ее составляет от 0.1–0.5 сек.

Кратковременная– память, характеризующаяся очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в течение в среднем около 20 секунд). Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации.

Долговременная– память, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система.

Оперативная– память, основанная на мнемических процессах, обслуживающих непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Например, когда мы выполняем какое-нибудь арифметическое действие, то осуществляем его по частям, кускам. При этом удерживаем в уме некоторые промежуточные результаты, пока имеем с ними дело, потом их можем забыть.

Генетическая память– память, обусловленная генотипом. Передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено, если вообще возможно.

 

 

Что можно противопоставить монологу и стоящей за ним «доминанте на себя»? Изменение этой «доминанты» позволяет выйти на совершенно новый уровень общения, который в отечественной психологии получил название диалог(М.М. Бахтин), а в западной — гуманистический тип общения (К. Роджерс).

М. М. Бахтин определял сущность диалога, как взаимодействие личностей, основанное на понимании и сводящееся к «персональной ответственности» и «участности».

Диалог – это равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Известный философ Мартин Бубер определяет диалог как Встречу двух людей. Встречу без посредников. Встречу по поводу Другого. Это также состояние контакта «Я» с конкретным другим.

Ухтомский по поводу диалога писал: «Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику». В диалогических отношениях происходит открытие человеком реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире. Происходит понимание, принятие иного взгляда на мир: «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня» (Сент-Экзюпери). То есть это толерантное общение.

М. Бубер и М. Бахтин понимают диалог не только и не столько как форму речевого общения, а скорее как способ совместного бытия людей. Речь идет, таким образом, о диалоге в экзистенциальном смысле слова. Идея о том, что человек может «найти себя», (понять «кто он», «какой он») и развиваться лишь в диалоговых отношениях, будучи включённым в социальный контекст, в отношения с другим человеком, однако в такие отношения, которые предполагают сохранение личных границ, и, как следствие, сохранение своей индивидуальности, своей свободы. Как писал М. Бубер: «Только соучастие в Бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия»

Диалог, по Буберу, не ограничивается общением людей друг с другом, он есть отношение людей друг к другу, выражающееся в их общении. Одно должно необходимо присутствовать в диалоге - взаимная направленность внутреннего действия. Два участвующих в диалоге человека должны быть обращены друг к другу. То есть речь идет об изменении установки по отношению к партнеру по общению.

Диалог, по мнению Бубера, наднационален, он может вестись без слов, одними взглядами доверяющих друг другу людей

К. Роджерс подметил следующее:

- путь одного человека к другому начинается с поиска себя. Однако, начиная с себя, человек не должен заканчивать собой. Надо понять себя, чтобы потом не быть все время занятым собой. Начинать с себя необходимо, чтобы затем забыть себя и раствориться в мире;
- смыслом диалогового общения является утверждение другого человека. Диалоговое общение возможно в том случае, если мы воспринимаем другого индивида как человека, находящегося в процессе становления, принимаем его не как что-то застывшее, а как живого человека, способного к творческому развитию своего внутреннего мира;

К. Роджерс так определил основополагающие принципы гуманистического общения — понятия, по многим характеристикам близкого к понятию «диалог». Он обратил внимание на определенные качества человека, которые, по его мнению, облегчают установление отношений, способствуют личностному развитию других людей, их более зрелому и полноценному поведению. Наибольший интерес из этих качеств заслуживает т.н. «триада Роджерса».:

Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие.

Конгруэнтность или аутентичность означает истинность поведения психотерапевта, поведение, соответствующее тому, какой он есть на самом деле.

Конгруентность - (полное соответствие, совпадение, подобие), по выражению К.Роджерса. определяется как степень соответствия между наличным опытом (личного мира переживаний человека), его осознаванием (то, что вы замечаете и испытываете) и сообщением (то, что вы выражаете) . Иными словами «соответствия между переживанием, осознанием и коммуникативными действиями», то есть контакт с внутренней жизнью, чувствительность к самом у себе (Бьюдженталь), внутренняя сила (Ленгле), приведение фальши к нулевому показателю (Маслоу). Понятие аутентичности очень близко понятию

человечности, возникшей в недрах российской религиозной философии, поэтому не случайно новая христианская психология (С. Братусь, Ф. Василюк, Л. Шехов-

цова, Л. Рюмшина и др.) проявляет такой большой интерес к этому понятию.

Быть конгруэнтным-это значит воспринимать чувства, которые человек испытывает, быть в состоянии их осознавать, «жить этими чувствами и сообщать о них, если это требуется» (Rogers, 1962).

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Иначе говоря: когда я имею дело с клиентом, следует избегать любых неискренних, демонстративных, поверхностных, притворных, упрощенных и «профессиональных» форм поведения.

Конгруэнтность. - способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.

Во взрослой жизни сплошь и рядом мы сталкиваемся с полной неконгруэнтностью. Неконгруентность имеет место, когда например, человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится. Или люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими. То есть, распространенная ситуация, когда человек “говорит не то, что думает”,— пример неконгруэнтности осознания и коммуникации.

Неконгруэнтность определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть.

Конгруэнтность подразумевает, что любое чувство, которое вы испытываете, естественно и человечно, а следовательно, должно быть принято. Это не значит, что всвязи с ним любые поступки простительны. Но если чувство одобряется, у вас появляется возможность расширить диапазон собственных действий и выбрать из них наиболее подходящие.Отрицательные эмоции тоже имеют право на существование, надо научиться их позитивно высвобождать.

На самом деле, любое чувство, в том числе и гнев, и обида, имеет конструктивное ядро. Весь вопрос в том, как дать обратную связь. Оказывается, ее можно выражать по-другому (вместо выдачи оценок и рекомендаций просто сообщать о своем опыте, об ощущениях, чувствах, мыслях). В таком случае происходит перевод эмоций энергии в диалог.

Конгруэнтность актуального состояния позволяет человеку вести себя в соответствии со своими истинными переживаниями, так как они адекватно осознаются им и принимаются в качестве имеющих право на существование.

Такая позиция открывает человека самому себе и делает его свободным в восприятии партнера, его чувств и переживаний. Она предполагает отказ от «фасадов», масок, претенциозности, защищенности.

Неконгруэнтность вызывает ощущение угрозы и тревогу, что включает защитные механизмы. За неконгруэнтностью стоят механизмы психологической защиты. Основные трудности в общении человек создает тогда, когда он защищается. «Я прекрасно осознаю, что наши защитные реакции и внутренний страх могут быть и бывают причиной необычайно деструктивного, незрелого поведения, они заставляют нас вести себя антисоциально или причинять боль другим.» (Rogers, 1995, р. 21).

 

Отказ от соответствия чужим ожиданиям, позитивное оценивание и принятие собственного Я. Открытость внешнему и внутреннему опыту.

Применительно к общению К.Роджерс показывает, что конгруэнтность даже только одного партнера улучшает взаимопонимание, отношение между партнерами, сближает, улучшает их, т.е. оптимизирует глубокое личностное общение.

Связано это с тем, что конгруэнтность определяет и более ясную коммуникацию, и отсутствие необходимости защищать себя, а следовательно, большую свободу для слушания чужой позиции, внимательное слушание партнера, не ограниченное заботами о защите себя. В результате партнер тоже становится более конгруэнтным.

Такое общение изменяет личность в сторону большей конгруэнтности, целостности, у человека становится меньше внутренних конфликтов и больше энергии для активной жизни, поведение становится более раскованным.

В профессиональном общении конгруэнтность подразумевает открытое выражение психологом своих истинных чувств, искренность, и "прозрачность" его переживаний, связанных с клиентом и с тем, что происходит в контакте с ним.

И.Ялом: «Если вы стоите перед дилеммой, если у вас два сильных противоречивых чувства, то лучшее, что вы можете сделать, — это рассказать об этой дилемме или об этих чувствах пациенту.»

«...откровенность только увеличивает веру пациента в вас и в сам процесс терапии» И.Ялом (Дар психотерапии)

Подлинность, или конгруэнтность - это базисная способность профессионала читать собственные внутренние переживания и очевидным образом проявлять их в помогающих отношениях. Это не позволяет ему играть роль или демонстрировать фасад. Его слова согласуются с переживаниями. Он следует за самим собой. Он следует за меняющимся потоком собственных чувств и проявляет себя. В этом он прозрачен. С клиентом он в полной мере пытается быть самим собой

Конгруэнтностью, позволяет создать доверительную атмосферу, в которой клиент постепенно сможет начать избавляться от масок, выполняющих функции психологических защит от скрытых болезненных переживаний.

К.Роджерс: Когда я мог расслабиться и стать близким моему собственному опыту, когда я мог…. вести себя импульсивно и спонтанно по отношению к другим людям такое странное поведение оказывалось самым правильным и эффективным. Мое внутреннее настроение соприкасалось и передавалось внутреннему миру другого, происходило эмоциональное взаимонасыщение, что обеспечивало условия для обоюдного личностного роста.