Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка
Задание.
Механизмом формирования адаптационных нарушений является противоречие между возможностями ребенка и предъявляемыми к нему требованиями,т.е. требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка при наличии внешних или внутренних предпосылок. Приведите примеры.
К какому выводу мы пришли: существуют внешние и внутренние предпосылки дезадаптации, но механизм формирования дезадаптации срабатывает только при наличии противоречия между возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему.
Часто родители и педагоги замечают уже состоявшийся факт социально-психологической дезадаптации, когда нельзя не заметить нарушений в поведении или развитии ребенка. Но, говорят, всегда легче предупредить болезнь, чем ее потом лечить.
Рассмотрим этапы нарушения адаптационных механизмов.Дети не рождаются преступниками, они таковыми становятся, не сразу – постепенно. Давайте проследим путь ребенка от невыученного стихотворения до крайней беды - суицида.
Г.Ф.Кумарина определила 4 этапа нарушения адаптационных механизмов и выделила 3 уровня отклонений у детей:
а) педагогический уровень (когда наблюдаются проблемы с обучением)
б)психологический ( проблемы поведения, характера, эмоциональной сферы)
в)физиологический(проблемы со здоровьем)
Попробуем для наглядности составить таблицу этапов дезадаптации по трем уровням и проследить нарушения, происходящие в развитии и поведении детей от незначительных и малозаметных проявлений до серьезных последствий не только для самих детей, но и общества в целом.
Этапы отклонений | Уровни (варианты) отклонений | ||
Педагогический | Психологический | Физиологический | |
1 этап Начальный | Педагог замечает, что ребенок плохо усваивает какой-то материал. Возникли первичные трудности | У ребенка наблюдается эмоциональный дискомфорт, тревожность, незащищенность, уязвимость, пассивность, напряженность, скованность в ответах. | Стойкое адаптационное напряжение, появление признаков физиологического стресса (краснеет, бледнеет,перехватывает дыхание, головная боль) |
2 этап Появление ситуативных отклонений | Наблюдается накопление единичных пробелов по одному из разделов программы, чем хуже результаты учения, тем меньше усилий прилагает, появляется барьер непонимания со взрослыми | Появляются инстинктивные психозащитные реакции:отвлекается от того, в чем испытывает трудности; переключается на успешный вид деятельности. Появляется желание пропускать данные занятия, не желает идти к одной из воспитателей или в тот день, когда проходят трудные для него занятия. Испытывает эмоциональные перегрузки, неадекватные его возможностям. | Появляются неадекватные патологические реакции: Поднимается температура, кровяное давление, учащается сердцебиение, наблюдается аритмия и т.д. Но не всегда, а на лишь на отдельную ситуацию, определенного человека. |
3 этап Ситуативные отклонения закрепляются и становятся постоянными проявлениями | Появляется комплекс пробелов, слоями выпадают области знаний, эпизодические конфликты в отношениях с педагогами и родителями. | Все одноразовые ситуативные реакции закрепляются и становятся частыми проявлениями. Учебная деятельность перестает рассматриваться как значимая. Нарушения дисциплины, негативизм, ссоры, драки, отверженность, гнев, раздражение как способ самоутверждения. | Закрепляются физиологические патологические реакции. Может наблюдаться постоянное недомогание, желудочные расстройства, «аллергия» на школу, детский сад. |
4 этап Конфликт со средой, разрыв отношений с педагогами и родителями | Сформировалось отставание в учебе по всем разделам программы. Отказ от учебной деятельности, систематические конфликты. | Сформировались стойкие способы протеста: а) активные (кукарекает, вскакивает на стол, и т.д.) б) пассивные (у слабого типа внд уход в другую область деятельности, уход от реальной действительности; в) девиантное поведение (отклоняющееся от N) | Развивается болезнь. Как правило, рвется там, где тонко (язва, астма, алкоголизм экземы, наркомания, опухоли, игромания. Если проблема на фоне душевного одиночества – суицид, как протест и безысходность. |
Если на 1 этапе разумным педагогам и родителям легко можно помочь ребенку справиться с возникшими проблемами, то на 2 этапе это уже сделать сложнее, возможно привлечение опытного психолога. На 3 этапе остается слабая надежда на то, что произойдет чудо: родители и все педагоги вдруг изменят свое отношение к ребенку, психологи спланируют коррекционную помощь и поддержку, медики вылечат уже пошатнувшееся здоровье ребенка и сам он поймет и приложит усилия на возвращение к нормальной жизни… Увы, такие чудеса в теории возможны, на практике мало реальны. На 4 этапееще и правоохранительные органы, в руки которых попадает ребенок, должны сыграть свою роль в поддержке малолетнего преступника. Надеяться на то, что тюрьма благотворно воздействует на подростка тоже сегодня не приходится.
Вывод:Дезадаптацию легче предотвратить, чем потом корректировать. И чем раньше взрослые заметят признаки дезадаптации, тем легче и быстрее можно будет помочь ребенку в ее преодолении. Приоритетность сегодня должна быть отдана не адаптированию ребенка к окружающему миру, а адаптации учебного заведения к уровням развития каждого ребенка.
1.Разделиться на 4 подгруппы.
2.Выбрать ответственного.
3.Взять для осмысления один из этапов дезадаптации (1 - 4)
4.Определить проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка на данном этапе.
5.Заполнить таблицу «Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка»
6. Учесть в работе, что сложность проблем возрастает от этапа к этапу. Например: 1 этап – невнимание родителей к ребенку (+…)
2 этап - негативная оценка педагогом деятельности ребенка (+…)
3 этап – Низкий уровень воспитательно-образовательной работы в учреждении (+…)
4 этап – Отсутствие идеологической платформы воспитания в государстве (+…)
7. Подобрать от 10 до 20 проблем на каждом этапе, вызывающих дезадаптацию ребенка.
Этап | Проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка |
1 этап | |
2 этап | |
3 этап | |
4 этап |