Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка

Задание.

Механизмом формирования адаптационных нарушений является противоречие между возможностями ребенка и предъявляемыми к нему требованиями,т.е. требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка при наличии внешних или внутренних предпосылок. Приведите примеры.

К какому выводу мы пришли: существуют внешние и внутренние предпосылки дезадаптации, но механизм формирования дезадаптации срабатывает только при наличии противоречия между возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему.

Часто родители и педагоги замечают уже состоявшийся факт социально-психологической дезадаптации, когда нельзя не заметить нарушений в поведении или развитии ребенка. Но, говорят, всегда легче предупредить болезнь, чем ее потом лечить.

Рассмотрим этапы нарушения адаптационных механизмов.Дети не рождаются преступниками, они таковыми становятся, не сразу – постепенно. Давайте проследим путь ребенка от невыученного стихотворения до крайней беды - суицида.

Г.Ф.Кумарина определила 4 этапа нарушения адаптационных механизмов и выделила 3 уровня отклонений у детей:

а) педагогический уровень (когда наблюдаются проблемы с обучением)

б)психологический ( проблемы поведения, характера, эмоциональной сферы)

в)физиологический(проблемы со здоровьем)

 

Попробуем для наглядности составить таблицу этапов дезадаптации по трем уровням и проследить нарушения, происходящие в развитии и поведении детей от незначительных и малозаметных проявлений до серьезных последствий не только для самих детей, но и общества в целом.

Этапы отклонений Уровни (варианты) отклонений
Педагогический Психологический Физиологический
1 этап Начальный Педагог замечает, что ребенок плохо усваивает какой-то материал. Возникли первичные трудности У ребенка наблюдается эмоциональный дискомфорт, тревожность, незащищенность, уязвимость, пассивность, напряженность, скованность в ответах. Стойкое адаптационное напряжение, появление признаков физиологического стресса (краснеет, бледнеет,перехватывает дыхание, головная боль)
2 этап Появление ситуативных отклонений Наблюдается накопление единичных пробелов по одному из разделов программы, чем хуже результаты учения, тем меньше усилий прилагает, появляется барьер непонимания со взрослыми Появляются инстинктивные психозащитные реакции:отвлекается от того, в чем испытывает трудности; переключается на успешный вид деятельности. Появляется желание пропускать данные занятия, не желает идти к одной из воспитателей или в тот день, когда проходят трудные для него занятия. Испытывает эмоциональные перегрузки, неадекватные его возможностям. Появляются неадекватные патологические реакции: Поднимается температура, кровяное давление, учащается сердцебиение, наблюдается аритмия и т.д. Но не всегда, а на лишь на отдельную ситуацию, определенного человека.
3 этап Ситуативные отклонения закрепляются и становятся постоянными проявлениями Появляется комплекс пробелов, слоями выпадают области знаний, эпизодические конфликты в отношениях с педагогами и родителями. Все одноразовые ситуативные реакции закрепляются и становятся частыми проявлениями. Учебная деятельность перестает рассматриваться как значимая. Нарушения дисциплины, негативизм, ссоры, драки, отверженность, гнев, раздражение как способ самоутверждения. Закрепляются физиологические патологические реакции. Может наблюдаться постоянное недомогание, желудочные расстройства, «аллергия» на школу, детский сад.
4 этап Конфликт со средой, разрыв отношений с педагогами и родителями Сформировалось отставание в учебе по всем разделам программы. Отказ от учебной деятельности, систематические конфликты. Сформировались стойкие способы протеста: а) активные (кукарекает, вскакивает на стол, и т.д.) б) пассивные (у слабого типа внд уход в другую область деятельности, уход от реальной действительности; в) девиантное поведение (отклоняющееся от N) Развивается болезнь. Как правило, рвется там, где тонко (язва, астма, алкоголизм экземы, наркомания, опухоли, игромания. Если проблема на фоне душевного одиночества – суицид, как протест и безысходность.

Если на 1 этапе разумным педагогам и родителям легко можно помочь ребенку справиться с возникшими проблемами, то на 2 этапе это уже сделать сложнее, возможно привлечение опытного психолога. На 3 этапе остается слабая надежда на то, что произойдет чудо: родители и все педагоги вдруг изменят свое отношение к ребенку, психологи спланируют коррекционную помощь и поддержку, медики вылечат уже пошатнувшееся здоровье ребенка и сам он поймет и приложит усилия на возвращение к нормальной жизни… Увы, такие чудеса в теории возможны, на практике мало реальны. На 4 этапееще и правоохранительные органы, в руки которых попадает ребенок, должны сыграть свою роль в поддержке малолетнего преступника. Надеяться на то, что тюрьма благотворно воздействует на подростка тоже сегодня не приходится.

Вывод:Дезадаптацию легче предотвратить, чем потом корректировать. И чем раньше взрослые заметят признаки дезадаптации, тем легче и быстрее можно будет помочь ребенку в ее преодолении. Приоритетность сегодня должна быть отдана не адаптированию ребенка к окружающему миру, а адаптации учебного заведения к уровням развития каждого ребенка.

 

1.Разделиться на 4 подгруппы.

2.Выбрать ответственного.

3.Взять для осмысления один из этапов дезадаптации (1 - 4)

4.Определить проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка на данном этапе.

5.Заполнить таблицу «Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка»

6. Учесть в работе, что сложность проблем возрастает от этапа к этапу. Например: 1 этап – невнимание родителей к ребенку (+…)

2 этап - негативная оценка педагогом деятельности ребенка (+…)

3 этап – Низкий уровень воспитательно-образовательной работы в учреждении (+…)

4 этап – Отсутствие идеологической платформы воспитания в государстве (+…)

7. Подобрать от 10 до 20 проблем на каждом этапе, вызывающих дезадаптацию ребенка.

 

 

Этап Проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка
1 этап  
2 этап  
3 этап  
4 этап