Внутренние:эмоциональный дискомфорт, состояние здоровья, уровень физического и психического развития и.т.д. Привести примеры.
Внешние:то, что находится вне ребенка, вокруг него(экология, медицина, здоровье матери, условия и уровень жизни, питание, отношения в семье, оценка деятельности ребенка и т.д. Привести примеры.
Временность(жизнь имеет временные этапы и переход от одного состояния в другое связан с определенной опасностью неизвестности. Отсюда ритуалы, связанные с завершением этапа: свадьба, выпускной, проводы, тренинги и т.д. Необходимо облегчить для ребенка эти переходные периоды жизни). Привести примеры.
Территориальность(у ребенка существует базисная потребность к свободе, автономии. Ищет территорию, где он может быть хозяином, где ему будет комфортно. Может встретить непонимание окружающих. Надо помочь ребенку найти среду, где он сможет общаться с такими же как он). Привести примеры.
Идентичность(кто я? Ребенок хочет быть признанным, сопротивляется уподоблению и сравнению себя с кем-то. Необходимо показать, что все разные, учить видеть собственные плюсы и минусы). Привести примеры.
Иерархия(всегда есть кто-то лучше и хуже тебя. Идет сравнение и, если не в мою пользу, появляются негативные проявления. Отсюда, надо учить детей понимать и осознавать, что существует неравенство и формировать адекватную самооценку). Привести примеры.
План.
Социально – психологическая дезадаптация как отражение проблем современного общества.
1. Понятие социально – психологической дезадаптации (спд).
2. Предпосылки и механизм формирования социально – психологической дезадаптации.
3. Этапы нарушения адаптационных механизмов.
4. Диагностика социально – психологической дезадаптации.
Прежде, чем говорить о том, что такое дезадаптация, давайте вспомним уже знакомый Вам термин «адаптация». В биологиипод адаптацией понимают процесс приспособления организмов к условиям существования.
В физиологии и медицине этот термин обозначает также и процесс привыкания.
В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся социальной среды ( подобрать примеры).
Адаптивность(способность к приспособлению) у разных людей различна и обусловлена генетическими особенностями реагирования на стрессовые воздействия и особой организацией мозга. У детей существуют индивидуальные варианты психического развития в связи с неодновременностью созревания отдельных мозговых структур. В целом отмечается безусловная зависимость адаптивности от физического, психического, нравственного здоровья ребенка.
Сегодня можно отметить 4 основные проблемы адаптации:
Вывод: Если сформировать у ребенка адекватную самооценку, научить воспринимать других такими, как они есть, создать комфортную среду для общения и помочь на переходных этапах жизни, то проблем с адаптацией не будет.
Если адаптация – процесс приспособления, то дезадаптация – это неумение приспособиться или нарушение адаптационного механизма.
К чему ребенок не может приспособиться? Привести примеры.
Почему это происходит?
Существуют внешние и внутренние предпосылки формирования социально-психологической дезадаптации.
Подумайте, всегда ли наличие предпосылок (внешних или внутренних) ведет к дезадаптации?