Вопрос 2. Внимание и память.
Рис. Изображение танка
Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.
Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.
Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.
Волевой, целенаправленной, систематической и длительной формой восприятия является наблюдение.
Важнейшими видами восприятия являются:
- восприятие пространства (включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними);
- восприятие времени (механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено);
- восприятие движения (констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции);
- восприятие речи;
- восприятие сложных звуков;
- восприятие человека человеком и др.
Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе курсанта, выполняющего задачу по психологии и педагогике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного варианта к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
И так, внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности (сознания) на объекте, имеющем важное значение для личности.
Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания. Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
8. Теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний, а также усилий, которые прилагаются для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, в виде мышечного напряжения. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.
Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
В зависимости от характера направленности и сосредоточения различают три вида внимания:
- непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно),
- произвольное (требующее волевого сосредоточения);
- послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).
Свойства внимания:
Устойчивость внимания - это способность сохранять концентрацию внимания длительное время. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут.
Концентрация внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности. Концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга
Переключаемость внимания - это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности (рассеянность – плохая переключаемость).
Распределение внимания - это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.
Объем внимания - это способность одновременно (в пределах 0,1 с) воспринимать большее или меньшее количество объектов (3-5 объектов у взрослого человека и от 2 до 4 – у младших школьников.
В развитии внимания выделяют два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
Важно подчеркнуть, что внимание является для военного специалиста любого профиля (социолога, психолога, переводчика, юриста, журналиста) важнейшим профессиональным качеством, так как процесс отбора наиболее ценной информации для восприятия каких-либо фактов, обстоятельств, характеристик и т. д., его распределение и переключаемость во многом определяют уровень профессионализма военнослужащего.
Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. То есть память можно определить как психический познавательный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании человеком своего опыта.
Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни. Выделяют следующие процессы памяти:
· Запоминание;
· Сохранение;
· воспроизведение и узнавание;
· забывание.
Эффективность запоминания зависит от:
- наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);
- важности информации (ценные сведения лучше запомина-ются, чем второстепенные);
- сочетания запоминания и применения (по мнению академика А.Н.Несмеянова “...повторение не мать, а мачеха учения. Матьучения - применение...” );
- использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);
- эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);
- осмысления (глубокого понимания) материала;
- количества повторений;
- психического состояния человека и т.д.
Факторы, влияющие на забывание:
· возраст;
· характер информации и степень ее использования;
· интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
· подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).
Немецкий ученый Г.Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленнойинформации человеком и выяснил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в памяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.
Процесс забывания осмысленных сведений во много раз медленнее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.
Виды памяти.
По характеру запоминаемого материала
- образная
- словесно-логическая
- двигательная
- эмоциональная
- моторная (двигательная)
По виду анализатора:
- зрительная
- слуховая
- вкусовая
- осязательная
- обонятельная
По длительности:
- кратковременная (Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885).
- оперативная (промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна).
- долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
По целеустремленности:
- непроизвольная
- произвольная
В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Говоря о возрастных особенностях развития памяти необходимо отметить, что, прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех - пятилетнего возраста.
Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.
Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе дальнейшего обучения – в вузе студент (курсант) учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т.е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием, а также определенной мнемической техникой. Надо четко понимать, что память развивается и становится лучше только путем постоянных тренировок, изучения, осмысления и повторения новой информации.
С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.