Вопрос 1. Ощущение и восприятие.

Введение.

Лекция 4. Познавательная сфера человека.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные методы социально-психологического исследования.

2. Каковы основные достоинства и недостатки метода наблюдения?

3. Каковы основные достоинства и недостатки метода опроса?

4. Что изучают с помощью метода социометрии?

5. Что включает в себя метод групповой оценки личности?

6. Что является психологической основой ГОЛ?

7. Что предполагает процедура тестирования?

8. По каким основаниям возможна классификация тестов?

9. Назовите специфические признаки эксперимента.

10. Назовите этапы проведения эксперимента.

11. Охарактеризуйте классификацию социально-психологических методов воздействия.

 

Вопросы:

1. Ощущения и восприятие.

2. Внимание и память.

3. Мышление и речь

4. Представление и воображение.

 

В структуре психики человека, включающей психические свойства, психические состояния, психические образования и психические процессы. Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. Психические познавательные процессы играют первостепенное значение в познании окружающей действительности. Да и психология как наука начала свое существование именно с экспериментального исследования психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти и мышления человека). В отечественной психологии познание трактуется как высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. При этом выделяются следующие уровни познания действительности:

1. Чувственное познание – восприятие окружающего мира посредством органов чувств;

2. Собственно мышление;

3. Теоретическое и эмпирическое познание, составляющее основу любой науки.

Все психические познавательные процессы можно условно разделить на простейшие: ощущения, восприятие, представления и внимание и высшие: память, речь, воображение, мышление. Рассмотрим более пристально роль и значение каждого психического познавательного процесса в познании окружающей действительности.

 

Первую ступень чувственного познания составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Именно с него начинается всякое познание окружающего мира.

Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств. Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств.

Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором и состоит из трех частей:

- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах;

- проводящих путей (нервов);

- отделов мозга, перерабатывающих информацию.

Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

¨ экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные);

¨ проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

¨ интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов – боль, голод и т.д.

Виды ощущений:

- зрительные - болевые

- слуховые - пространственные

- вкусовые - двигательные

- осязательные - температурные

- обонятельные - вибрационные и т. д.

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Закономерности ощущений:

1. Пороги ощущений:

Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение. Например, фигура человека различается с расстояния 2 км.

Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя, дальнейший рост которой уже не отмечается органами чувств или сопровождается болью. Например, интенсивность света прожектора воспринимается глазом одинаково с расстояния 50 и 10 метров.

Порог различия (дифференциальный) - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. Так, например, если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо доба­вить три-пять граммов

2. Адаптация - приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение чувствительности рецептора. Например, при входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы.

3. Синестезия - процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.

4. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Например, слабый звук повышает чувствительность зрения.

Свойства ощущений:

1. Качество – специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от других ощущений (зрительные ощущения – яркость, насыщенность, цветовой тон);

2. Длительность – временная характеристика определяемая длительность воздействия раздражителя;

3. Интенсивность – определяемая силой раздражителя и функциональным состоянием анализатора и др.

Ощущения и объективны – отражается внешний раздражитель, и субъективны так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Следует отметить, что ощущения человека — это продукт исторического раз­вития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У живот­ных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивны­ми потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают сво­ей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непо­средственное жизненное значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концент­рацию сахара в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощуще­ний. Другой пример: ящерица, которая способна слышать легкий шорох ползуще­го насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камня о камень.

У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностя­ми. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потреб­ностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружаю­щих его предметов, чем животное. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощу­щений осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря воз­можности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.