Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы
Понятие эмоций. Классификации эмоций
Тема 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям.
Общее назначение эмоций. Эмоции отражают степень соответствия действительности актуальным потребностям и функционально, энергетически подготавливают организм к действию.
Классификации эмоций
1. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. И все их можно разделить по критерию интенсивности:
ü А - настроение – общий генерализованный эмоциональный фон, проявляющийся как длительное эмоциональное переживание невысокой интенсивности.
ü Б - аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, быстро овладевающее человеком и бурно протекающее, сопровождаемое изменениями сознаниями, видимыми изменениями в поведении человека, который его испытывает (нарушение контроля за действиями, утрата самообладания, изменение всей жизнедеятельности организма). Это вспышка эмоций (интенсивная, ярко выраженная) в значимых ситуациях, способ «аварийного» разрешения ситуации – бегство, оцепенение, агрессия и т.п..
ü В - чувство – высшая, комплексная устойчивая эмоция по отношению к какому-либо объекту (предмету, человеку, событию жизни). Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
ü Г - страсть – сильное доминирующее чувство, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или человека. Это порыв, увлечение, ориентация всех устремлений и сил личности.
ü Д - стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроениям; физиологическое состояние, которое сопровождает эмоциональное состояние – неспецифическая реакция организма с целью адаптации
100%
Интенс-ть
В
А
Г Б
время
Рис.18. Условные графики эмоций
2. Линейные классификации (их существует несколько), например:
§ По привлекательности для субъекта (положительные/отрицательные);
§ По интенсивности и длительности (аффекты/настроения);
§ По степени осознанности (осознаваемые переживания и чувства/неосознаваемые эмоции, переживания).
3. Многофакторные классификации:
· 3-хмерная теория В. Вундта: все чувства можно определить как многообразие трех измерений, причем каждое измерение имеет 2 противоположных направления, исключающих друг друга (и все эмоциональные состояния можно «разложить» по этим измерениям) (см. рис. 19).
удовлетворение неудовлетворение
возбуждение успокоение
напряжение разрядка
страх гнев печаль смех
Рис. 19. 3-хмерная теория В. Вундта
· 4-хмерная модель Ч. Осгуда: существует несколько основных эмоций, которые можно расположить относительно двух осей (рис. 20 А);
· 4-хмерная модель Р. Вудвортса – Х. Шлосберга первая система классификации мимических выражений отдельных эмоций (рис. 20 Б):
А) активность Б) удовольствие
любовь, радость, счастье
экстаз гнев
бурная радость ненависть удивление презрение
веселье ужас
+ – принятие отталкиванне
восторг печаль
удовлетворение неприязнь страх отвращение
довольство вина страдание
скука
гнев
пассивность неудовольствие
Рис. 20А. 4-хмерная модель Ч. Осгуда. 20Б. 4-хмерная модель Р.Вудвортса – Х. Шлосберга
4. Нелинейные классификации.
§ На основе выделения функций эмоций:
А) экспрессивные;
Б) мотивационные;
В) побудительные;
Г) мобилизирующие;
Д) регулирующие;
Е) аварийные;
Ж) сигнальные.
§ Теория дифференциальных эмоций К.Е.Изарда. Объектом ее изучения являются частные (фундаментальные) эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и поведение человека.
ü Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение (интерес – это единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека).
ü Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
ü Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
ü Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.
ü Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (то есть вызывает подъе, хотя и кратковременный, жизненных сил).
ü Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация и др.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях провоцировать агрессивное поведение (нападение – гнев, желание избавиться от кого-либо, чего-либо – отвращение).
ü Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения взаимодействующих сторон.
ü Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза. Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых реакций, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант страха).
ü Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т. д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе.
§ Классификация Б. И. Додонова: он выделяет 10 основных эмоций, ориентируясь на логику К. Е. Изарда. Основной тезис: «Эти эмоции – ключевые ценности. В зависимости от того, какая группа эмоций доминирует, такой тип личности и складывается». На основе данной классификации составлен опросник, выявляющий эмоции, доминирующие у человека.
Таблица 6
Текст опросника Додонова на выявление доминирующих эмоций:
Описание | Название |
1 | 2 |
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой обстановке, местности, ситуации | Романтические чувства – романтический тип личности |
1 | 2 |
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовлетворение от мысли, что скоро этих предметов станет больше | Акизитивные чувства (чувства накопления) – «накопитель» |
3. Радостное возбуждение, подъем чувств, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов | Практические чувства – практический тип личности |
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, года можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперником, чувство, когда тобой искренне восхищаются | Глорические (чувство самоутверждения) – самоутверждающийся тип личности |
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью, чувство безмятежности в этой жизни | Гедонистические чувства – «гедонист» |
6. Чувство радости и удовлетворения, когда делаешь что-либо хорошее для других людей | Альтруистические чувства – «альтруист» |
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительным фактом, радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явления, при подтверждении своих догадок | Гностические чувства – «гностик» |
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуты борьбы, опасности | Пугнические чувства – пугнический тип личности |
9. Радость, хорошее настроение, чувство симпатии, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание в отношениях | Коммуникативные эмоции – коммуникативный тип личности |
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы, искусства, музыки, стихов и других произведений | Эстетические чувства – «эстетик» |
На основе данной классификации можно определить тип собственной личности.
Инструкция: испытуемый должен прочитать описание и проранжировать их в соответствии с предпочтениями (1 – наиболее приемлемый для него). Интерпретируются первые и последние выборы, затем проводится анализ (какой тип личности доминирует).
§ Классификация чувств С. Л. Рубинштейна. Основание для его классификации – объект, на который направлено это чувство, следовательно, он выделяет 3 блока (уровни, которые имеют вектор развития: от простейшего к сложному):
1. уровень органической эмоциональной чувствительности (эмоциональная окраска отдельного процесса, ощущения, которое рождается у индивида в определенных отношениях с миром)
2. предметные чувства (соответствуют не ощущению, а восприятию и предметному действию, чувства выступают осознанным выражением отношения к миру). И здесь все чувства можно разделить по предметным сферам:
ü интеллектуальные чувства – удивление – появляются вследствие взаимодействия с непознанными, необъяснимыми объектами;
ü эстетические чувства рождаются из взаимоотношений с гармоническими объектами;
ü моральные чувства – рождаются во взаимоотношениях человека с человеком, с обществом, отражают все многообразие человеческих отношений.
3. уровень формируется в результате обобщения предыдущих чувств. Они выступают как более устойчивое отношение к миру в целом. Это мировоззренческие чувства: чувство возвышенного, комического, трагического, ирония, юмор.
Свойства эмоций
1. Притупляемость чувств – изменение интенсивности и характера эмоций под влиянием длительного воздействия раздражителей (как положительных, так и отрицательных, т.е. это адаптивный механизм);
2. Контраст чувств – взаимовлияние чувств при сопоставлении воздействий различных раздражителей: отрицательные переживания делают более контрастными положительные;
3. Суммация чувств – накопление и объединение чувств при систематическом воздействии одного раздражителя, следовательно, повышение чувствительности к определенным раздражителям (накопление небольших отрицательных эмоциональных переживаний и резкий выброс этих эмоций);
4. Переключаемость (перенос) эмоций – эмоциональной отношение к одному объекту может быть перенесено на другой, нейтральный по своей сути объект (рисунок);
5. Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию, и человек способен скрывать или демонстрировать чувства (эмоции выражаются в левой части тела (у правшей – правое полушарие).
Развитие эмоциональной сферы.
Существует определенный набор эмоций, которые являются врожденными (связанные с органическими потребностями: удовольствие/неудовольствие, страх и т. д.). И существует так называемая «надстройка» - т. е. возможно развитие эмоций (все наши аффекты, страсти и т.д.).
5 основных векторов развития эмоциональной сферы.
1. Количественные и качественные изменения, т.е. растет многообразие эмоций, которые ранее не присутствовали (в основе этого лежит основной тезис эмоция – переживание человека по отношению к внешним объектам, следовательно, многообразие отношений будет расти с расширением мира объектов).
2. Изменение функций эмоций (если изначально ребенку дана сигнальная функция эмоций: плачет – родители подходят к нему, то позже появляются другие, например, мобилизирующая – эмоции мобилизируют все ресурсы в неблагоприятной ситуации).
3. Развитие способности к осознанию эмоций, т.е. развитие «языка» эмоций (способность выражать эмоции, вербализовать и способность понимать эмоциональные состояния других). Это происходит в несколько стадий, например, словотворчество – первая стадия (2,5 – 3 года): «Я уже выгрустил все плачем» или, например, на следующей стадии (овладение особыми фразами, готовыми речевыми формами: «Я не тебе плачу, а маме», «Я тебя тоже не очень навижу») и т.д.
4. Развитие экспрессии эмоционального переживания, т.е. расширение набора внешних выразительных средств (например, мимика зрячих и слепых детей при рождении одинакова, но с возрастом у зрячих детей она усложняется, усиливается, а у слепых – сглаживается). В каждой культуре есть свой набор экспрессивных движений, ребенок их осваивает с возрастом через идентификацию, подражание, внушение.
5. Развитие способности к эмоциональной регуляции (контроль над эмоциональной сферой). Это связано с повышением уровня самосознания, контролем своего поведения, с уровнем волевого управления. Это осуществляется в более позднем возрасте, когда ребенок способен к произвольным действиям.