Функции эмоций

Общая характеристика эмоций

План.

Эмоции

1. Общая характеристика эмоций.

2. Функции эмоций.

3. Проблема специфичности эмоций.

4. Выражение эмоций.

Теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет. По мнению С.Л. Рубинштейна, именно эмоция является пер­вичной формой психического (в этом состоит один из пунктов по­лемики С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, считавшего ощущение субъективным критерием наличия психики).

Эмоция (от лат.— потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

Адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции.

К эмоциональной сфере относят собственно эмоции, аффекты, настроения, чувства. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций време­нем протекания, интенсивностью и устойчивостью.

Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Чувства — это устойчивые эмоциональные об­разования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций. Например, чувство любви к ребенку может в определенных обсто­ятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции). Говорят также об обобщенных чувствах: чувстве юмора, иронии, возвышенного, прекрасного, трагического и т.п. Эти чувства могут проявляться более или менее ситуативно, но по большей части они выступают как формы целостного отноше­ния человека к миру.

Настроение — это достаточно продолжитель­ное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических про­цессов.

Любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъек­тивной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претер­певаем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, пережи­ваем ее и, в-третьих, выражаем.

Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятель­ность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном. Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы — Воли.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесо­образности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким об­разом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональ­ные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.

1. Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в опре­деленное русло.

2. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций прояв­ляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бег­ству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обрат­ному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает рас­познать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения со­знания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на пре­одолении негативной ситуации.

3. Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действо­вать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В резуль­тате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущно­сти, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

По мнению П.К. Анохина, эмоции сформировались в эволюци­онном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведе­ние. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмо­цией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепля­ют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функ­ция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Например, удовольствие от питья возникает как бы само по себе до того, как организм действительно обезвожен. Таким об­разом, эмоция приобретает автономную роль в побуждении поведе­ния живого существа (есть — потому что вкусно, а не от голода).

Эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. Справедлива пословица: «Обжегшись на молоке, дуют и на воду». В целом меха­низм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.

4. Функция побуждения и поддержания деятельности. Регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Согласно формулировке С.Л. Рубинш­тейна, «эмоции являются субъективной формой существования по­требностей». Эмоции открывают человеку истинные мотивы. Во время осуществления дея­тельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

5. Функция компенсации информационного дефицита. Оценочная функция эмоций полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия ре­шения. Эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникно­вение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информа­ции, объясняет гипотеза П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П.В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности (П) и 2) разности между инфор­мацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если Ин < Ид, наблюдается возникновение от­рицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид — то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных — снижает их интенсивность.

return false">ссылка скрыта

6. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) ком­понент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмо­ции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

7. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нару­шить эффективное протекание деятельности. Аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обуслов­ливает развитие состояния дистресса, который приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, ги­пертония, инфаркт и др.).