Понятие и виды лидерства.
Тема: Лидерство и руководство в группе.
ЛД, МПД
Социальная роль личности
Распределение ролей между членами группы в значительной мере облегчает задачу функционирования группы, быстроту, точность, эффективность решения групповых задач. Так, во всякой группе существуют полярные амплуа лидера и отверженного, а между ними можно выделить довольно много других ролей различной направленности и содержания.
Роль – это социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
В 1957 г. Р. Шиндлер выделил 5 основных групповых ролей.
1) лидер – который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;
2) эксперт, имеющий нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально
3) конформист – пассивный и легко приспосабливающийся член группы.
4) аутсайдер – самый «крайний» член, который отстает от группы в силу какого-то отличия или страха.
5) противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера
Выделяются также и другие, менее распространенные групповые роли, например:
6) роль мученика – взывающего о помощи и одновременно отказывающегося от нее;
7) моралиста – искренне считающего себя правым в любой ситуации группового действия;
8) агрессор;
9) шут;
10) провокатор;
11) педант и многие другие.
Любая группа всегда стремится к расширению репертуара ролей.
Понятия «руководство» и «лидерство» рассматриваются как взаимозависимые и взаимопроникающие. Подчеркивается общность функций руководителя и лидера и различие в происхождении позиций.
Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом членов группы или отдельных ее участников. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.
Лидер (от англ. «ведущий») – член группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели.
Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.
Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение.
Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих т.д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
В зависимости от определяющих функций выделяют следующие виды лидеров:
1. Лидер-организатор.Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует.
2. Лидер-творец.Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми, даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению.
3. Лидер-борец.Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу.
4. Лидер-дипломат.Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
5. Лидер-утешитель.К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно
В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.
Лидерство как явление, порожденное социально-психологическими механизмами, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.