Понятие личности в социальной психологии

Тема: Личность и общество.

СД, ЛД, МПД

Барьеры общения.

В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто являются препятствием на пути к достижению индивидом целей и которые меняются в зависимости от обстоятельств.

Психологический барьер общения – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о барьерах понимания, барьерах социально-культурного различия и барьеров отношения.

I. Барьеры понимания могут быть связаны с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

а) барьер фонетического непонимания связан с погрешностью в самом канале передачи информации (невыразительная речь, речь-скороговорка)

б) барьер семантического непонимания связан с различиями в системах значений участников общения.

в) стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего ситуации общения или состоянию собеседника.

г) барьер логического непонимания возникает, когда рассуждения говорящего слишком сложны для слушателя, либо кажутся ему неверными, либо противоречат присущей ему манере доказательств.

II. Барьеры социально-культурного различия – это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

а) барьер избегания

б) барьер авторитета

в) барьер темперамента

г) барьер несовместимости характеров

III. Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения. Речь здесь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к собеседнику, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

а) барьер отвращения и брезгливости

б) барьер презрения

в) барьер страха

г) барьер отрицательных эмоций

 

Факторы, определяющие успешность общения:

· Искренний интерес к партнеру

· Умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы (активное слушание).

· Восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует, переживает («эмпатия»)

· Умение понимать не только вербальную, но и невербальную сторону общения.

· Учет ситуации, в которой происходит общение.

· Разборчивая и грамотная речь


Почти 150 лет назад философ О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что он не только нечто большее, чем биологическое существо, но и больше, чем «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких то новых, неизвестных качеств, поэтому назрела потребность в появлении специальной науки его изучения и понимания. Такой наукой должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека.

Итак, разные науки изучают различные аспекты личности:

o общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая биологически детерминированные, которые обуславливают социально значимое поведение и деятельность личности.

o для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонализированном виде», как представитель определенной социальной группы, как лишь элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли.

o социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макро-, так и на микро уровне. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена.

 

С точки зрения социальной психологии социальная сущность личности может быть рассмотрена в таких аспектах как:

- социальное развитие личности

- социально - психологические характеристики личности

- механизмы социального поведения