Предмет социальной психологии.

История социальной психологии.

 

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

 

В течение длительного времени социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук - в психологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании.

В развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов:

1. Первым этапом обычно считают период построения социальной психологических теорий, таких как "Психология народов" Г. Лебона (1841-1921), "Психология толп" C. Сигеле (1868-1913) и Г. Тарда (1843-1904), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла (1871-1938), также публикацию трудов В. Вундта (1832-1920). Эти работы послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знании.

2. Начало второго этапа развития социальной психологии принято относить к 1908 году, когда были изданы и получили признание два первых систематических руководства по социальной психологии – У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны (1914-1918), когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину. В тот период социальная психология, как и другие области обществознания, оказалась вовлечённой в решение ряда социальных проблем: повышение производительности труда рабочих, развитие средств массовой коммуникации, а также разработка способов и методов управления.

3. Третий этап развития социальной психологии на Западе совпадает с периодом, наступившим после Второй мировой войны (1939-1945) и продолжающимся до настоящего времени. Для этого периода характерна попытка социальной психологии дать ответ на насущные вопросы интенсивно развивающегося производства: поиск психологических средств оптимизации управления и труда в профессиональных группах, психологические проблемы отбора и обучения персонала, формирование команд, стимулирования труда и т. д.

Внутри социальной психологии начинают зарождаться и совершенствоваться её новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и т.д.

 

Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему даёт ответ на вопрос о том, какие именно психические качества, порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляет общая, дифференциальная психология и психология личности.

Предметом психологии является:

1. Социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных отношений, социальную микро и макросреду в целом.

2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма-общение. Сюда относятся многочисленные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других видов общения.

3. Социально психологические характеристики групп как целостных образований. Сюда относятся исследование климата и атмосферы в группе, групповой напряжённости и конфликтных отношений, лидерства, сплочённости и т.д.

4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социальные психологи концентрируют внимание на исследованиях паники, слухов, возникновения массовых страхов, моды, обычаев и традиций.

5. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Исследуются механизмы убеждения, внушения, психологического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и т.д.