Стратегии снятия напряжений.

Для ид другие люди – это средство и объект удовлетворения своих потребностей \симпатии или агрессии\.

Некоторое снятие напряжений при отсутствии объекта или условий для удовлетворения потребности может осуществляться :

- через моторную \двигательную\ активность \Пр. колоть дрова, поиграть в футбол, помыть полы. Разрядка, расходование агрессивной или сексуальной энергии , в том числе в сочетании с получением удовольствия, в пр. с футболом.Например, когда нет возможности ответить на агрессию начальника из-за страха потерять работу. Или везвозвратная потеря любви – физическая гибель близкого любимого человека или уход, измена и т.д.

- Через фантазии – дневные или ночные. Дневные – это когда вы не смогли или не успели в конфликте сказать все, что хотели, ответь обидчику как хотелось бы. Остались в проигрыше. Тогда после конфликта вы еще какое-то время «договариваете» про себя все, что хотели сказать. \»После боя махать кулаками»\. Ночные фантазии – это сны, сновидения, которые помнятся человеку. Например, во сне вы увидели мертвым, или убиваете человека, который в реальной жизни вас «достает», обижает \например, начальник, или кто-то из сотрудников\, а вы не можете адекватно агрессивно ответить. Соответственно эта ваша агрессивная энергия вытесняется, скапливается в ид. И во сне ид удовлетворяет вашу агрессивную потребность, вы расправляетесь с этим человеком. То есть происходит доделывание, удовлетворение потребности в фантазии.

 

3. Детская сексуальность. Эдипов комплекс.

Ид – это врожденная структура. Соответственно сексуальность и агрессивность существуют в ребенке с первых месяцев жизни. Сексуальность в широком смысле – это поиск наслаждения. Эта потребность в удовольствии появляется очень рано, с первых минут жизни. Наслаждение - особое личное качество человеческого существа. Детская сексуальность – это потребность в получении любви, ласки и в первую очередь телесной от взрослых. Ребенок рождается пансексуальным, то есть любые прикосновения к любым частям тела доставляет ребенку наслаждение. Сексуальный инстинкт изначально выражен в акте сосания, поэтому, например, соска нужна ребенку. С ее помощью он себя успокаивает, получая удовольствие от сосания. Либидозная энергия еще не сфокусирована в эрогенных зонах. Первая зона фокусировки сексуальной энергии – рот, поэтому первый год жизни ребенка - это оральная стадия психосексуального развития. Рот – это первый орган, которым ребенок научается управлять и с помощью и через который ребенок получает удовольствие. Еда, выпивка, курение, кусание, причмокивание, чавканье, поцелуи, грызение ногтей и т.д. – это оральные привычки, оральные способы получения удовольствия. Сексуальность и агрессивность всегда идут рядом.\ Агрессивное набрасывание на еду. Сарказм.\

Детская сексуальность отличается от взрослой:

1. У ребенка другие - не гениталии эрогенные зоны, доставляющие удовольствие. Прежде всего рот.

2. Инфантильная сексуальность не приводит к сексуальному акту. Ее цели связаны с активностью, которая у взрослых предшествует сексуальному акту.

3. Инфантильная сексуальность аутоэротична.

Мать – первый либидозный объект для ребенка, и оральное единение с матерью становится целью. Это начало эмоциональной общности задолго до понимания.

Эдипов комплекс \для мальчиков\ или комплекс Электры\для девочек\ - это выраженная симпатия, привязанность ребенка к родителю противоположного пола. Бессознательное желание, например, мальчика «обладать» матерью и оттеснить отца. Этот комплекс появляется в разной степени интенсивности на 3-4 годах жизни.

Таким образом, ид – это резервуар инстинктивной, либидозной энергии.

Ид служит удовлетворению либидозных побуждений в соответствии с принципом удовольствия.

Ид – аморален и алогичен.

Ид обладает филогенетической памятью \архетипы Юнга\.