Лекция 9. Шизофрения.

 

- это психическое расстройство неустановленной этиологии, склонное к хроническому прогредиентному течению, проявляющееся специфической клиникой изменения личности больного и различными по выраженности другими психическими расстройствами, приводящее к нарушению адаптации и трудоспособности.

Преваленс – 0,7-1%. Наиболее распространенный возраст дебюта шизофрении – 20-27 лет.

Эмиль Крипелин ввел термин раннее слабоумие. Эуген Блейлер ввел название шизофрения в 1911 году и списал основные симптомы (аутизм). В СССР в 60-х годах было проведено изучение морфологического субстрата шизофрении на молекулярном уровне. У 8-13% больных возможно выздоровление.

Патогенез:

v Социально-психологические теории – психоаналитики считают причиной заболевания конфликт личности и общества, внутриличностный конфликт.

v Биологические теории – выявлена генетическая основа шизофрении. Если один из родителей болен шизофренией, риск рождения больного ребенка составляет 16%, оба родителя – 45%, брат или сестра – 10%.

v Биохимические теории – у больных шизофренией были выявлены нарушения обмена адреналина, серотонина, допамина (теория «аутоинтоксикации»), антимозговые антитела. Также у больных присутствует нарушение функционирования лимбической системы.

 

Клиника:

Психика здорового человека находится в единстве с социальной средой, во многом определяющей психические процессы, вся психическая сфера работает в гармони со средой. У больного эти процессы диссоциированы, происходит «расщепление души», «внутренняя разлаженность деятельности».

Облигатные признаки - дефицитарные симптомы:

1. Аутизм – постепенно появляется замкнутость, мир больного не связан с окружающим миром, мышление и поведение его зависят от внутренних переживаний.

Диссоциация (парадоксальность) мышления – при нарастании аутизма больные могут проповедовать свои идеи. Фабула их разная: пророчество, религия или бред. Например, ревности).

2. Эмоциональное снижение – постепенно появляется блеклость эмоций, снижается способность к эмоциональному сопереживанию, равнодушие к близким людям и проблемам, бывших важными. Но к некоторым вещам начинают относиться очень эмоционально, причем эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, не реагируют на смерть близкого человека, а смерть голубя воспринимают как трагедию. Это т.н. эмоциональная диссоциация, феномен «дерева и стекла», более характерный для подростков.

Характерна также эмоциональная неадекватность (реакция противоположна событию) и эмоциональная амбивалентность (сосуществование противоположных чувств и желаний, например, ждет детей, а когда они приходят, отворачивается от них).

3. Редукция энергетического потенциала – снижение волевой активности, сопровождающееся снижением деятельности во всех сферах (профессия, семья), гипобулией, бездеятельностью. Со временем развивается абулия, снижаются побудительные мотивы, все внешнее перестает интересовать, снижается способность использовать знания и опыт.

4. Нарушение мышления – у больных развивается аутистическое мышление, опирающееся только на собственные переживания и собственный внутренний мир и не отражающее окружающую действительность. Здоровый человек делает выводы, опираясь на существующие признаки и факты, тогда как у больного происходит актуализация малозначимых признаков. Мелкие, но очень важные для больного, детали становятся закономерными. Нарушаются причинно-следственные связи, мышление становится паралогичным, символичным. Появляются шперунги, ментизмы, соскальзывание на второстепенные детали, разорванность мышления. В речи используют неологизмы, агглютинацию слов (берут из нескольких слов по слогу и составляют новое слово). Возникает феномен «открытости мыслей», слышит чужие голоса в голове. Снижается критика, поведение больного становится непредсказуемым.

Факультативные признаки – позитивные симптомы:

1. Бред – персекуторный (преследования, воздействия, ревности, ущерба).

2. Эмоциональные нарушения – тревога, страх, депрессия.