Островский. Творческий путь.

Когда появился гражданский шрифтОТВЕТ: шрифт закуплен в 1708, у голландского купца, первая книга - геометрия) 2) русские классицисты и их манифестОТВЕТ: Сумароков"наставление хотящим быти писателями", Буало трактат "О поэтическом искусстве". классицисты за границей: Расин, Корнель, Мольер, Лафонтен. в России: Фонвизин, Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Державин 3) начало стиха Ломоносова о Елизавете ОТВЕТ: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. 4) когда (до, вовремя, после) франц. революции был во франции Фонвизин и его письма. и то же о Карамзине и его

Каким образом королевна Ираклия оказалась на острове, кто её спас, каким образом?

Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тридцать две сказки Щедрина (1869-1886) – уникальное явление в русской литературе. Их специфическая особенность: они содержат проблемы и образы всего творчества писателя. Это малая сатирическая энциклопедия для народа,в основе которой сращение традиционных для фольклора животных образов со злободневными темами и гротеском. В этом специфика литературной сказки, вотличие от фольклорной.Сюжеты сказок можно разбить на несколько разрядов: сатира на правительственные верхи («Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат»), обличение психологии и поведения обывательски настроенной интеллигенции («Премудрый пискарь», «Карась-идеалист». «Самоотверженный заяц»), изображение жизни народных масс («Коняга»), разоблачение хищнической морали собственников. Одна из самых сложных сказок – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – образец блестящего щедринского гротеска. Двойное осмеяние: осмеивается и оторванность от жизни дармоедов-генералов, и положение мужика, который из волос силки сплетёт и в пригоршне суп сварит, но при этом остаётся рабом. Последняя сцена сказки пронизана горечью автора: дело не в неблагодарности генералов, а в том, как унизительна роль мужика-спасителя.

Удивительно остроумна гротескная сказка «Дикий помещик»: гротеск в том, как исчезают мужики, и в том, что происходит с их барином (опускается, дичает, зарастает грязью, появляются когти, мычит). В доступной простому человеку форме Щедрин объясняет простую истину: все материальные блага в конечном счёте создаются трудами народа.

‑­

Изображая пискаря, который жил – дрожал и умирал – дрожал («Премудрый пискарь»), Щедрин осмеивает тех либералов, что живут в вечном страхе и абсолютно бесполезны для общества.

Неоднозначен у писателя образ народных масс. В «Коняге» лошадь, окружённая «Пустоплясами», якобы любящими народ, – это символ труда, терпеливой силы и забитости.

Форма сатирической сказки позволила Салтыкову-Щедрину очень точно обозначить нравственные ценности и свои общественные убеждения, основное из которых - степень участия человека в борьбе за народ. Юмор Щедрина – грозный и открытый, желчный, ядовитый и беспощадный.

ОТВЕТ: ВАСИЛИЙ КАРИОТСКИЙ спас от разбойников, главарем которых стал, потом сбежал от них с царевной
2. Год основания московского университета
ОТВЕТ: 1755г.
3. Что говорил Ломоносов о должности журналиста? (самое главное - посмотрите что он о гипотезах говорил)
ОТВЕТ: перед написание статьи следует: 1) взвесить свои силы (сможешь ли понять проблему); 2) писать без предубеждения (объективность), 3) не отрицать гипотезы; 4) аргументация; 5) нет плагиату; 6)не руководствоваться одним сомнением; 7) не возвышать себя
4. Почему Митрофан оттолкнул мать в конце пьесы?
ОТВЕТ: происходит это после того, как Правдин прочитал бумагу о том, что имение Простаковой берется под опеку государством. "Да отвяжись, матушка". теперь Простакова не хозяйка, она потеряла власть. Стародум едко подмечает "Вот злонравия достойные плоды"
5. В какой главе путешественник разговаривает с крестьянином, о чём крестьянин ему рассказывает? (+может спросить о том, кого этот крепостной считает ещё страшнее барина)

 

ОТВЕТ: первый до, второй во время)
5) каком направлении написан "остров Борнгольм"

ОТВЕТ: романтизм

 

 

1. В каком году и в каком городе был образован первый публичный театр Кунста-Фюрста?
ОТВЕТ: в 1702 г при Петре 1. В Москве, прямо на Красной площади. Иоганн Кунст - немецкий режиссер, его жена Анна - первая актриса. "Кунст" с немецкого переводится как "искусство" - можно использовать как дополнение к своим и без того блестящим знаниям:)
2. Кто автор "Хора ко превратному свету"? К чему приурочено написание данного произведения? Что такое "превратный свет"?
ОТВЕТ: автор Сумароков
3. Как назывался первый российский частный журнал, когда начал издаваться и кто был его автором?
ОТВЕТ: 1759 "Трудолюбивая пчела", автор Сумароков
4. Каковы были семейные отношения между людьми в "Письмах к Фалалею"? В каком журнале данная переписка была опубликована?
ОТВЕТ: опубликованы в журнале "Живописец". Всего четыре письма. Сначала пишет помещик Трифон своему сыну Фалалею (в переводе с греч. "цветущая маслина"), рассказывает ему о своем быте. Трифон нещадно сечет крестьян. с работы уволен за взятки. во втором письме возмущается, что Фалалей опубликовал его письмо, грозит кнутом, просит приехать, подыскал ему невесту. рассказывает, что мать очень больна. Вспоминает, как Фалалей, будучи маленьким вешал собак на сучьях.
Третье письмо Акулины Сидоровны, матери Фалалея. Невежественная и крутая помещица, слепая любовь к Фалалеюшке (Простакова).
Четвертое от дяди Ермолая Терентьевича. Пишет, что мать умерла, а отец рыдает целыми днями. когда мать была жива, бил ее нещадно, теперь же слезы льет.
5. Какое событие послужило толчком к рождению стихотворения Г.Р. Державина "Снигирь"?
ОТВЕТ: Ода-элегия раскрывает человеческую суть Суворова. : скромный, мужественный, неприхотливый, живет, как солдат: ездит на кляче, ест сухари, спит на соломе и выигрывает сражения. Д знал Суворова лично, вернувшись после его смерти домой, услышал, как ученый снегирь поет начало военного марша. Форма плача: кто теперь вождь наш? С кем будем воевать?..

 

1) сколько сатир написал Антиох Кантемир, в какие годы, в какие годы протекала его деятельность, какая сатира была написана первой, в каком году, её содержание.
ОТВЕТ: 9 сатир; первая сатира "На хулящих учения. К уму своему".
2)Кто в "Недоросле" боролся за руку Софьи
ОТВЕТ: женихи: Милон, Митрофан и Скотинин.
Милон любит Софью и она его, он нравится ее дяде Стародуму.
Митрофан на пару с матушкой жаждут софьиного наследства.
Скотинина к женитьбе склоняет то, что у Софьи много свиней в хозяйстве.
3)в каком году была открыта Петербургская академия наук
ОТВЕТ: 1725
4)Почему оду Державина "Фелица" можно назвать сатирической
ОТВЕТ: Да, можно. Д. разрушает жанр оды,сочетая одические элементы с сатирическими, высокий слог с просторечным.Д. наделяет Е. Чертами просвещенной монархини.поэт свободно говорит о достоинствах Е.,в первую очередь человеческих.,противопостовляя ее праздным вельможам,в первую очередь фавориту Потемкину.поэт делает будничное достойным поэтического слова,в то же время не боится говорить в шутливом тоне про императрицу
5)Назовите год расцвета русской журналистики
ОТВЕТ: 1769

 

 

1. авторы, которые в 18 в. писали любовные песни. какие требования предъявлялись к любовным песням в "Наставлении...". Кто автор "Наставления"...

ОТВЕТ: Сумароков,
2. какое учебное заведение заканчивал Антиох Кантемир.
3. кто автор трагедии "Дмитрий Самозванец" и чем она заканчивается?
4. "Копии с отписок": в каком журнале публиковались, кто кому писал письма там и о чем
5. Тема "Похвала моему дедушке", в каком журнале публиковалось, когда.

1.где учился Феофан Прокопович
ОТВЕТ: Киево-могилянской академии, потом в Польше и Риме
напишите, что еще был правой рукой Петра1, прославился своими проповедями-словами
2.из какого журнала путешествие в И.Т, кто его издатель
ОТВЕТ: Живописец 72-73 гг, издатель Новиков
Обличается крепостничество и помещичий гнет, не забудьте написать еще и о письмах Фалалею, которые написаны в этом же стиле
3.классицизм, принципы изображения дейст-ти
ОТВЕТ: 5 актов, высокий слог, военные походы, внесценические ит.д.)
4. что означает имя Митрофан с греч, назовите учителей Митрофанушки
ОТВЕТ: "матерью данный", "материн дар"; Кутейкин, Вральман, Цыфиркин .
5. про Радищева вопрос можно ли крестьянина назвать сыном отечества.(по его беседе о том, что есть сын отечества)
ОТВЕТ: нет, т.к. крестьяне закрепощены, а истинный сын отечества - это в первую очередь свободный человек

основные даты:
1769 расцвет рус. журналистики
1759 первый в России частный журнал "Трудолюбивая пчела"
1772 журнал Новикова "Живописец"
1789 журнал Крылова "Почта духов"
1773-1775 Пугачевский бунт
1725 смерть Петра
1729 сатира Кантемира "К уму своему"
1739 начало русской поэзии. скажем спасибо Ломоносову
1702 газета "Ведомости"
1702-1706 театр Кунста Фюрста
1755 основание Московского университета

 

желтым подчеркнуты вопросы, ответы на которые пока не найдены

голубым – те, ответы на которые не достаточно полные

 

Знать содержание: «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза», «Доходное место», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Бесприданница».

Островский Александр Николаевич (1823-1886). Родился в Москве, вырос в купеческой среде. Отец – судья. Сам О. закончил гимназию, не закончил юр.фак МГУ, после (1843-1851) служил в армии, занимая невысокие посты. В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:

1) Первый период (1847-1851) — время первых литературных опытов. Островский начинал вполне в духе времени — с повествовательной прозы. В очерках быта и нравов Замоскворечья дебютант опирался на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы» 1840-х гг. В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди — сочтемся!»), которая стала главным произведением раннего периода. (Опубликована в журнале «Москвитянин» в 1850. История купца Самсона Силыча Большова, решившего обмануть своих кредиторов и объявить себя банкротом, а в результате оказавшегося обманутым и отправленным в долговую тюрьму бессовестной дочерью Липочкой и ее мужем, приказчиком Подхалюзиным. Пьеса была запрещена к постановке, драматурга отдали под надзор полиции. Свет увидел произведение через 12 лет (68 г)).

2) Второй период (1852-1855) называют «москвитянинским», так как в эти годы Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А.Григорьевым, Т.И.Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н.Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли — «почвенничества». В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».

3) Третий период (1856-1860) ознаменован отказом Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850-х гг.). Драматург, чутко воспринявший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии — сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза», «самое решительное», по определению Н.А.Добролюбова, произведение Островского.

4) Четвертый период (1861-1886) — самый продолжительный период творческой деятельности. Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. За двадцать лет были созданы пьесы, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам: 1) комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»), 2) сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»), 3) пьесы, которые сам Островский называл «картинами московской жизни» и «сценами из жизни захолустья»: их объединяет тема «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове), 4) исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.), и, наконец, 5) психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.). Особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».

10.«Гроза». Драма или трагедия (ТРАГЕДИЯ!).

Единство «Грозы» - не полное (т.е. нарушен классицизм = значит это не драма):

1. Время – не 24 часа, а 10 дней. 2. Места – меняются постоянно. 3. Действие – Екатерина + Феклуша, а не 1 персонаж. Кроме того, главный герой – из низкого сословия, а для классицизма герои – боги, полубоги, цари и т.д.

 

Схема построения трагедии соблюдена: 1. Наличие трагического героя; 2. Герой высшего класса; 3. Наличие трагического конфликта (конфликт, который нельзя разрешить мирным путем = Еврипид «Бог из Машины»); 4. кАтарсис (очищение и героя и зрителя) – происходит у Тихона, Варвары (убегает с Кудряшом), Кулибина (меняется).

 

В «Грозе» - 2 конфликта – это НОВАТОРСТВО В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

- Внешний. Катя – луч света в добром царстве; царство – олицетворяется Феклуша.

- Внутренний. Екатерина верующая и она согрешила = обречена. НО! Она не может не согрешить, т.к. 1. она не любит мужа, он ей не нужен. 2. не может не любить (остаться одна); все это приводит ее к САМОУЙБИСТВУ.

ИТОГ: ТРАГЕДИЯ: 1. герой. 2. конфликт. 3. катарсис.


11.Жизнь и творчество Гончарова.

Один роман на выбор «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». Знать суть его путешествий.

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг), родился в купеческой семье, где было 4 детейю Обучение в частном пансионе – приобщение к книгам заподноевропейских и русских авторов, изучение фр. языка. 1823 – Мгу , фил.фак.

После универа служба в канцелярии симбирского губернатора, затем переезд в Петербург – переводчик в министерстве финансов. Первые творческие опыты Гончарова – стихи, антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история». В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира. "Обыкновенная история" получила одобрение В. Г. Белинского (в статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года"), чья оценка была предметом особой гордости Гончаров в течение всей его жизни. Лидеры демократического направления в литературе той поры приветствовали роман за содержащееся в нем глубокое художественное исследование и резкое отрицание романтики в ее многообразных формах. Адуев пишет стихи, но романтизм его безжизнен, что насмешливо и констатирует его дядюшка - Петр Иванович Адуев. В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается бессмысленной и бесполезной, Гончаров предвосхищает главный замысел романа "Обломов". Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания. Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг. В 1849 г. в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при журнале "Современник" был напечатан "Сон Обломова". Эпизод неоконченного романа". Но прежде чем Г. закончит роман, произойдет еще много событий. В октябре 1852года Гончаров стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855—1857) — своеобразный «дневник писателя». Во время путешествия он вел тщательные записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке и Азии. Записи = правдивое изображение жизни. Моряк-путешественник одновременно находится в «своем» мире корабля и в «чужом» мире географического пространства. Вернулся, поступил на службу в Петербургский цензурный комитет (оказывал помощь «Запискам охотника» Тургенева, «Тысяче душ» Писемского и др). В 1859 г. был опубликован роман «Обломов» (прошло 10 лет после публикации главы в журнале). Сразу ст. Добролюбова «Что такое обломовщина?».

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Задуман в 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества, но писатель изменил свой замысел: в центре романа оказалась судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью. Далее Гончаров редко печатался.

1871 г. - литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». После «Записки о личности Белинского», статья «Гамлет», очерк «Литературный вечер» и газетные фельетоны. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». Последние годы жил одиноко, работал достаточно много, но перед смертью все сжег.