Роль вербальных и невербальных средств в самопрезентации

Средства самопрезентации — это самые обыкновенные качества

общения, которые потенциально присутствуют у каждого чело-века; из них

складываются конкретные навыки и умения, обеспечивающие успешность

взаимопонимания и взаимодействия с людь-ми (Бороздина, 2006).

В соответствии с каналами, через которые может осуществляться общение,

выделяют вербальные (словесные) и невербальные (несловесные) средства

самопрезентации, имея в виду вербальное и невербальное поведение,

реакции, сигналы, стимулы (Пиз, 1992; Лабунская, 1986).

Считается, что создание образа другого человека менее чем на 10%

строится на том, что он говорит. Основная информация «считывается» с

невербальных составляющих общения, к которым относятся: тембр голоса и

интонация, диаметр зрачка, пространство, разделяющее говорящих, жесты,

телодвижения, осанка, одежда, направление взгляда, символы статуса,

выражение лица, улыбка, смех.

С помощью специальных тренинговых упражнений невербальные

средства самопрезентации можно развивать в следующих направлениях:

- накопление информации о различных невербальных проявлениях и их

значении;

- овладение навыками анализа состояний другого человека по невербальным

признакам;

-умение разумно пользоваться невербальными средствами, сознательно

выстраивая свое поведение.

Для правильного восприятия другого человека в процессе общения

с ним важно понимать особенности соотношения его вербального и

невербального поведения.

Можно выделить три типа соотношений:

1. невербальное сообщение (НВ) согласуется с вербальным (пример: когда

человек говорит, что партнер по общению ему ин-тересен, симпатичен, и при

этом пользуется открытыми жестами, смотрит в глаза и т. д.);

2. НВ противоречит В (пример: женщина говорит, что счаст-лива в браке,

и при этом качает головой; руководитель фирмы го-ворит, что настроен

демократично, а сам при этом стучит кулаком по столу; при таком

противоречии люди склонны доверять невер-бальному поведению);

3. НВ касается совершенно другого предмета, чем В (пример: человеку

говорят, что в фирме нет вакансий, а выражают при этом нежелание брать

именно этого человека).

К тому же важно понимать, что невербальные проявления по своей

природе могут быть разной степени осознанности и произвольности.

Совокупность знаний об элементах, формах, определяющих факторах,

закономерностях и механизмах невербального поведения, о типах

его соотношения с вербальным (словесно-ре-чевым) — это основа

самопрезентации (Бардиер, 2002).

Следует добавить, что психологические знания о невербальном

поведении в контексте самопрезентации также дополняются зна-ниями

из других наук, в частности, имеющими отношение к вне-шнему виду

человека (его одежде, прическе, макияжу), характе-ристикам его голоса

и произношения (фонетика и артикуляция), к его манере держать себя в

обществе (деловой этикет, внешние нормы поведения). Когда мы «читаем»

друг друга, именно язык тела передает нам максимум информации. Люди

очень сильно реагируют на него, причем не всегда сознательно. Когда слова

и голос кого-либо не внушают доверия, именно телодвижения позволяют

принять окончательное решение о человеке.

Если слова —чаще всего плод сознания, то невербальные проявления

—реакция подсознания. Вот почему необходимо обращать самое

пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами. На

основе невербального поведения раскрывается внут-ренний мир личности,

осуществляется формирование психического содержания общения и

совместной деятельности. Вся внутренняя жизнь человека проявляется во

внешних движениях. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный

человек больше верит пер-вым».

Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вер-

бальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела

оказывается менее пластичным. Разработаны специальные средства общения.

Наиболее значимые невербальные средства —кинестетические, зрительно

воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-

регулятивную функцию в общении. К кинестетике относятся выразительные

движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке, осанке,

на лице как вы-разительной составляющей имиджа, в глазах, взгляде как

особом способе самопрезентации.