Роль вербальных и невербальных средств в самопрезентации
Средства самопрезентации — это самые обыкновенные качества
общения, которые потенциально присутствуют у каждого чело-века; из них
складываются конкретные навыки и умения, обеспечивающие успешность
взаимопонимания и взаимодействия с людь-ми (Бороздина, 2006).
В соответствии с каналами, через которые может осуществляться общение,
выделяют вербальные (словесные) и невербальные (несловесные) средства
самопрезентации, имея в виду вербальное и невербальное поведение,
реакции, сигналы, стимулы (Пиз, 1992; Лабунская, 1986).
Считается, что создание образа другого человека менее чем на 10%
строится на том, что он говорит. Основная информация «считывается» с
невербальных составляющих общения, к которым относятся: тембр голоса и
интонация, диаметр зрачка, пространство, разделяющее говорящих, жесты,
телодвижения, осанка, одежда, направление взгляда, символы статуса,
выражение лица, улыбка, смех.
С помощью специальных тренинговых упражнений невербальные
средства самопрезентации можно развивать в следующих направлениях:
- накопление информации о различных невербальных проявлениях и их
значении;
- овладение навыками анализа состояний другого человека по невербальным
признакам;
-умение разумно пользоваться невербальными средствами, сознательно
выстраивая свое поведение.
Для правильного восприятия другого человека в процессе общения
с ним важно понимать особенности соотношения его вербального и
невербального поведения.
Можно выделить три типа соотношений:
1. невербальное сообщение (НВ) согласуется с вербальным (пример: когда
человек говорит, что партнер по общению ему ин-тересен, симпатичен, и при
этом пользуется открытыми жестами, смотрит в глаза и т. д.);
2. НВ противоречит В (пример: женщина говорит, что счаст-лива в браке,
и при этом качает головой; руководитель фирмы го-ворит, что настроен
демократично, а сам при этом стучит кулаком по столу; при таком
противоречии люди склонны доверять невер-бальному поведению);
3. НВ касается совершенно другого предмета, чем В (пример: человеку
говорят, что в фирме нет вакансий, а выражают при этом нежелание брать
именно этого человека).
К тому же важно понимать, что невербальные проявления по своей
природе могут быть разной степени осознанности и произвольности.
Совокупность знаний об элементах, формах, определяющих факторах,
закономерностях и механизмах невербального поведения, о типах
его соотношения с вербальным (словесно-ре-чевым) — это основа
самопрезентации (Бардиер, 2002).
Следует добавить, что психологические знания о невербальном
поведении в контексте самопрезентации также дополняются зна-ниями
из других наук, в частности, имеющими отношение к вне-шнему виду
человека (его одежде, прическе, макияжу), характе-ристикам его голоса
и произношения (фонетика и артикуляция), к его манере держать себя в
обществе (деловой этикет, внешние нормы поведения). Когда мы «читаем»
друг друга, именно язык тела передает нам максимум информации. Люди
очень сильно реагируют на него, причем не всегда сознательно. Когда слова
и голос кого-либо не внушают доверия, именно телодвижения позволяют
принять окончательное решение о человеке.
Если слова —чаще всего плод сознания, то невербальные проявления
—реакция подсознания. Вот почему необходимо обращать самое
пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами. На
основе невербального поведения раскрывается внут-ренний мир личности,
осуществляется формирование психического содержания общения и
совместной деятельности. Вся внутренняя жизнь человека проявляется во
внешних движениях. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный
человек больше верит пер-вым».
Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вер-
бальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела
оказывается менее пластичным. Разработаны специальные средства общения.
Наиболее значимые невербальные средства —кинестетические, зрительно
воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-
регулятивную функцию в общении. К кинестетике относятся выразительные
движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке, осанке,
на лице как вы-разительной составляющей имиджа, в глазах, взгляде как
особом способе самопрезентации.