Открытые вопросы
Активное слушание
Техники активного слушания (информационный блок)
Преимущество открытых вопросов:
□ вариативность ответов;
□ мотивируют людей смотреть «вне» и «идти дальше»;
□ исследуют вглубь;
□ ведут к будущему;
□ не выносят суждений;
□ нет четких выводов.
Словасмягчители:
«Словесный ПУХ»
Словами-смягчителями могут быть, например:
□ Расскажите мне об этом подробнее...
- Я действительно хотел бы услышать ваше мнение по поводу того...
□ Мне интересно, как...
□ Поправьте меня, если я ошибаюсь, но...
□ Меня заинтересует, если...
□ Я удивляюсь тому, что вы мне говорите ... - Вы заметили,
что...
- Вы точно знаете, что... - Интересно, что...
□ Что-то подсказывает мне, что...
«Повтор»
Повтор является сильным инструментом раппорта. Он обозначает
ответную реакцию или суммирование информации для человека или группы,
с которыми вы взаимодействуете, и представляет собой информацию,
исходящую от вас к этим людям, а также информацию о том, что вы думаете
по поводу полученного вами сообщения. Навык отрабатывается по мере
того, как вы начинаете применять «отмотку назад», используя жестикуляцию
других и их тон, темп, силу, высоту тона и языковые средства.
«Отмотка назад»— это способ уточнить получаемую инфор-мацию.
Примеры:
- Позвольте мне уточнить следующее... - Скажите, правильно ли я это
понял... - Иными словами... Это верно?.. - Я думаю, вы согласитесь со
мной, что... Не правда ли? - Уловил ли я все ключевые моменты? Итак,
главное, что вы мне сказали...Это верно? - С тем чтобы убедиться, что мы
пришли к соглашению.. - Я просто хочу проиграть ситуацию еще раз... -
В этом обсуждении мы зашли слишком далеко... - Я понимаю, то, что вы
хотите, это... а то, что вы имеете сейчас, это...
- Давайте уточним...
- В общих словах это означает, что... Я прав?
- Для полной уверенности...
- Давайте повторим важнейшие моменты того, о чем мы сейчас
говорили.
1.Техники, мешающие активному слушанию:
□Негативная оценка — принижение партнера (прямое оскорб-
ление; негативная оценка в рамках благопристойности; указание;
псевдокомплимент; совет, когда собеседник вас об этом не просит;
юмор, направленный против собеседника).
□ Игнорирование (собеседник не принимает во внимание того, что говорит
партнер), пренебрежение. Психологический смысл этой техники в том,
что человек как бы исчезает в глазах других, перестает существовать.
□ Эгоцентризм (собеседник пытается найти у партнера понима-ние лишь
тех проблем, которые волнуют его самого).
2.Промежуточные техники:
□Выспрашивание (собеседник задает вопрос за вопросом, а намерения, с
которыми они задаются, остаются неясными собеседнику).
□Замечание о ходе беседы (высказывается впечатление о том, как
протекает беседа). Это техника метакоммуникации, она далеко не всегда
оказывается успешной и должна применяться с учетом стиля ведения
беседы.
□ Поддакивание (собеседник сопровождает высказывания парт-нера
реакциями типа: «да-да», «угу»). То, насколько эта техника
способствует контакту и комфорту партнера, зависит от
степени включенности поддакивающего собеседника.