Обсуждение факторов, закономерностей и техник формирования
первого впечатления(Бороздина, 2006; Дружинин, Замулин, 2004)
Первое впечатление (начальная ступень в самопрезентации) –
это образ другого человека, складывающийся после первого контакта
с ним. Успешность первого впечатления, с одной стороны, зависит от
того, насколько хорошо человек владеет вербальными и невербальными
средствами самопрезентации. С другой стороны, необходимо также
использовать знания о факторах и закономерностях формирования первого
впечатления.
Факторы и закономерности формирования первого впечатления:
1. Вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о
себе — вести себя напряженно или слишком раскованно.
2. Уметь быстро ориентироваться в обстановке и разбираться в
людях.
3. Активно использовать свои сильные стороны и стараться не
проявлять слабые, то есть выстраивать свое поведение, опира-ясь на лучшие
человеческие и профессиональные качества.
Техника создания благоприятного впечатления:
1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям.
Главное — не переходить границы дозволенного.
2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше строить
на тех интересах и привязанностях, которые являются общи-ми, то есть
объединяют.
3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят.
Говорить об их достоинствах.
4. Говорить больше комплиментов, то есть фраз, содержащих
небольшое преувеличение положительных качеств человека;
при их произнесении срабатывает психологический феномен
внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех
качеств, которые подчеркнуты в комплименте.
5. Вести разговор в русле личных интересов собеседника.
6. «Отражать» друг друга — ситуация раппорта: это отношения,
для которых характерны взаимное согласие, уважение, глу-бокая взаимная
привязанность; это своего рода единение,
настроенность на одну волну, взаимная симпатия, другими
словами, создание с партнером общего языка, в том числе
языка тела. Эффективное средство достижения раппорта —
отражение.
Отражать людей можно различными способами:
- первый способ — через язык тела (поза, в которой вы сидите,
стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы,
походка, выражение лица, прикосновение);
- второй способ— через речь (тембр голоса, темп речи, выбор
слов, сила голоса, использование профессиональных слов и
выражений);
- третий способ — через чувства (терпимость, заинтересован-ность,
включенность, проявление уважения к чертам характе-ра, квалификации).
Перечисленные особенности формирования первого впечатления
позволяют сделать вывод о том, что знание механизмов формирования
первого впечатления в сочетании с практикой их на-блюдения и анализа
— это необходимое звено в технологии планирования внешней стороны
деятельности, как отдельно взятого сотрудника, так и всей бизнес-структуры
в целом.