Обсуждение факторов, закономерностей и техник формирования

первого впечатления(Бороздина, 2006; Дружинин, Замулин, 2004)

Первое впечатление (начальная ступень в самопрезентации) –

это образ другого человека, складывающийся после первого контакта

с ним. Успешность первого впечатления, с одной стороны, зависит от

того, насколько хорошо человек владеет вербальными и невербальными

средствами самопрезентации. С другой стороны, необходимо также

использовать знания о факторах и закономерностях формирования первого

впечатления.

Факторы и закономерности формирования первого впечатления:

1. Вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о

себе — вести себя напряженно или слишком раскованно.

2. Уметь быстро ориентироваться в обстановке и разбираться в

людях.

3. Активно использовать свои сильные стороны и стараться не

проявлять слабые, то есть выстраивать свое поведение, опира-ясь на лучшие

человеческие и профессиональные качества.

Техника создания благоприятного впечатления:

1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям.

Главное — не переходить границы дозволенного.

2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше строить

на тех интересах и привязанностях, которые являются общи-ми, то есть

объединяют.

3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят.

Говорить об их достоинствах.

4. Говорить больше комплиментов, то есть фраз, содержащих

небольшое преувеличение положительных качеств человека;

при их произнесении срабатывает психологический феномен

внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех

качеств, которые подчеркнуты в комплименте.

5. Вести разговор в русле личных интересов собеседника.

6. «Отражать» друг друга — ситуация раппорта: это отношения,

для которых характерны взаимное согласие, уважение, глу-бокая взаимная

привязанность; это своего рода единение,

настроенность на одну волну, взаимная симпатия, другими

словами, создание с партнером общего языка, в том числе

языка тела. Эффективное средство достижения раппорта —

отражение.

Отражать людей можно различными способами:

- первый способ — через язык тела (поза, в которой вы сидите,

стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы,

походка, выражение лица, прикосновение);

- второй способ— через речь (тембр голоса, темп речи, выбор

слов, сила голоса, использование профессиональных слов и

выражений);

- третий способ — через чувства (терпимость, заинтересован-ность,

включенность, проявление уважения к чертам характе-ра, квалификации).

Перечисленные особенности формирования первого впечатления

позволяют сделать вывод о том, что знание механизмов формирования

первого впечатления в сочетании с практикой их на-блюдения и анализа

— это необходимое звено в технологии планирования внешней стороны

деятельности, как отдельно взятого сотрудника, так и всей бизнес-структуры

в целом.