Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте.

Представление ОРД факторов.

Влияние каждой НП, или основной результат действия (ОРД) фактора, вычисляется аналитически или графически как разница значений ЗП между условиями, отличающимися по этому фактору.

В случае многоуровневого эксперимента экспериментальный эффект (или ОРД) может быть более очевиден именно с точки зрения описания функциональной зависимости, представленной в виде кривой, соединяющей значения ЗП в точках разных уровней основной НП (если эффект последовательности проконтролирован путем усреднения ЗП по подгруппам испытуемых, то на графике тем самым представлена только одна кривая). Если же исследователю важно продемонстрировать влияние введения второго фактора (второй НП), то на графике будет представлено столько отрезков или кривых, сколько уровней имела вторая НП. То есть значения ЗП по оси Y будут представлять изменения ее в соответствии со значениями второй НП отдельно для каждого уровня первой переменной на оси Х. в одних случаях независимые переменные «равноправны», поскольку определение, какая из них является первой, а какая второй, не меняет сути гипотезы. В других случаях, например при введении контрольной НП для приближения эксперимента к идеальному (с точки зрения выделения чистой базисной переменной, отделяемой от сопутствующей базисной переменной с помощью введения контрольной НП), именно первичная НП рассматривается в гипотезе как основное причинно действующее условие.

Гипотезы с одним отношением и количественные зависимости

Из сказанного о переменных в факторном эксперименте можно уже сделать выводы о том, чем отличаются проверяемые в нем психологические гипотезы. Во-первых, это гипотезы с одним отношением. В этих случаях введение второй НП служит цели повышения внутренней валидности или расширения рамок обобщения основного экспериментального эффекта, рассматриваемого как ОРД первой НП. Во-вторых, это комбинированные гипотезы, в формулировках которых представлены направленные влияния каждой из НП на ЗП и возможные взаимодействия между экспериментальными факторами.

Использование групп испытуемых, отличающихся по уровню мотивации (например, группы «добровольцев» и вынужденно участвующих в исследовании), использование разного экспериментального материала (например, разных по типу или по уровню трудности задач) или варьирование других аспектов экспериментальных условий часто нацелены на расширение рамок обобщения исследуемой зависимости. Дополнительная переменная, присутствующая в экспериментальной гипотезе, популяция потенциальных испытуемых, вид экспериментальных воздействий, способы фиксации ЗП – все это потенциальные источники разработки факторных планов.

Кроме аспекта контроля смешений путем введения вторичной (контрольной) НП проверка гипотез с одним отношением при факторном планировании может быть ориентирована на установление количественных зависимостей. Тогда введением второй переменной уточняются вид функциональной зависимости, общие и отличительные характеристики исследуемого каузального отношения с точки зрения других уровней рассматриваемых условий.

Комбинированные гипотезы. Взаимодействия.

Такие гипотезы предполагают не только ОРД отдельных переменных, но и определение вида взаимодействия между экспериментальными факторами. Гипотезы, включающие предположения о взаимодействиях НП, не могут быть проверены в сумме обычных однофакторных экспериментов, выявляющих влияние каждой НП в отдельности. Таким образом, факторные эксперименты могут выявлять такого рода закономерности, которые не очевидны при последовательном планировании всех новых однофакторных контрольных экспериментов.

Количество контролируемых в качестве НП факторов представлено обычно в плане, фиксирующем умножение (знак «*») для определения получающейся в результате совокупности экспериментальных условий, каждое из которых включают один из уровней каждого фактора. Взаимодействие между двумя переменными называется при этом взаимодействием первого порядка. Р. Готтсданкер приводит три вида таких взаимодействий, называемых в соответствии с их наглядной репрезентацией нулевым, пересекающимся и расходящимся взаимодействиями.

Расходящееся взаимодействие можно наблюдать именно в тех случаях, когда вторая НП позволяет развести в значениях ЗП вклад со стороны основной базисной переменной и сопутствующей базисной переменной. Нулевое взаимодействие предполагает, что действие второй НП оказывает одинаковое по величине влияние на ЗП при всех условиях первой НП. При графическом изображении такое взаимодействие обеспечивает разный сдвиг результатов по оси Y (значений ЗП), т.е. параллельность отрезков или кривых, каждая из которых в отдельности представляет связь между первой НП и ЗП на одном и том же уровне второй НП.

Если в рамках рассмотрения одной и той же ЗП учитывать взаимодействия сразу трех переменных, то оно будет называться взаимодействием второго порядка. В статистических процедурах оценки экспериментальных эффектов и их взаимодействий применительно к результатам факторного эксперимента определение их значимости связано с использованием моделей дисперсионного анализа. В них подразумевается принцип изолированных условий, а взаимодействие предполагается в качестве одного из компонентов в общей сумме источников вариаций ЗП. Не для всех психологических переменных принцип изолированных условий может быть обоснован.