Воспитания и спорта 2 страница

 

3 Вопрос. Каждый школьный возраст характеризуется особенностями проявления чувств и эмоций.

Эмоциональная сфера младшего школьника определяется: окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями; непосредственностью и откровенностью в выражении переживаний; большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений; склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

Эмоциональными факторами для школьников этого возраста является не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки за учебную деятельность. Собственные эмоции и чувства, а также других людей слабо осознаются и понимаются. Мимика других людей воспринимается ими часто не верно, что приводит к неадекватным реакциям при обращении к ним окружающих.

Для эмоциональной сферы подростков характерно: большая эмоциональная возбудимость; большая устойчивость эмоциональных переживаний; противоречивость чувств: часто подростки защищают своего товарища, понимая, что тот достоин осуждения.

У подростков переживания возникают не только по поводу оценок его другими, но и по причинам самооценки. Ученика среднего школьного возраста отличает сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому для него имеет огромное значение отношение к нему сверстников, а не учителя.

Характерное для подростка чувство взрослости вызывает у него стремление к самостоятельности и независимости. Это чувство вызывает и появление критичности по отношению к взрослым. Критичность подростка выражается в том, что он не принимает все на веру, он требует логического обоснования всему, что изучает.

Эмоциональная сфера старшеклассника отличается: многообразием переживаний, особенно нравственного порядка; повышением устойчивости эмоций; способностью к сопереживанию; появлением чувства юношеской любви,которой свойственны проявления нежности, мечтательности, лиричности и искренности; развития эстетических чувств.

 

4 Вопрос. Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия.

Волевые усилия характеризуюся интенсивностью, длительностью и направленностью.

Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется прилагать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом- усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.

Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранить волевые усилия).

Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетической активности и нравственными качествами личности человека.

Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли.

Сила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства человека.

Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения.

Итак:

нельзя судить о воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый и самый сильный ученик – это еще не саамы волевой;

сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях.

Учитывая специфику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяют определенные волевые качества. Применительно к проблемам физического воспитания можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая – самообладание.

Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникшие препятствия и трудности).

Самообладание человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивное, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).

В младшем школьном возрасте учащиеся совершают волевые действия по указанию взрослых. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность.

В подростковом возрасте половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением.. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней самостимуляции.

В старшем школьном возрасте определяющим в проявлении волевых усилий является механизм самостимуляции. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной цели. Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями. Волевая активность старшеклассников практически всегда имеет характер целеустремленности.

 

5 Вопрос. Составить объективное представление о личности школьника можно только при условии использования ряда методов изучения (исследования) его качеств, свойств и способностей. К наиболее доступным из них следует отнести следующие: наблюдение, беседу, анкетирование, моделирование определенных ситуаций и тестирование.

Метод наблюдения заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности определенного ученика.

Метод беседы, как правило, является вспомогательным и может быть использован в случаях, когда учитель ясно представляет себе, что должен узнать об ученике из беседы. Согласно этой цели он должен составить план беседы, предварительно определив ее стиль, содержание, направленность, используемые средства и эмоциональную окраску.

Метод анкетирования следует использовать, чтобы определить отношения учащихся между собой, к одному конкретному школьнику, к предмету, учебной деятельности и т.д.

Метод моделирования определенных ситуаций проводится в привычных для школьников условиях (реальных). Но при изучении свойств личности моделируются специальные ситуации, в которых эти свойства отчетливо проявляются. Например, учитель физической культуры проводит изучение волевых качеств учащихся с помощью моделирования трудных условий во время туристического похода.

return false">ссылка скрыта

Метод тестирования связан с выполнением школьниками стандартных заданий (тест-задание) или с интеллектуальным решением стандартных задач (ответы на вопросы - тест-опросник).

При изучении личности школьника учитель физической культуры обязан соблюдать следующие правила:

1. Наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания.

2. Прежде всего следует определить главные личностные черты учащегося.

3. Отдельные особенности личности ученика необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующими его личность.

4. Важно выявлять положительные черты личности школьника, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании.

5. Не следует упускать из вида и отрицательные черты ученика.

6. Не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данные ряда исследований личности школьника, динамику формирования качеств личности).

7. Важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика.

8. Необходимо выяснять тенденцию в развитии той или иной черты личности (прогресс — регресс).

9. Для полноценного изучения личности ученика нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически.

10. Целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного

ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один.

10.Следует учитывать мотивы (побудительные причины) тех или иных действий и поступков школьников.

 

Вопросу для самоконтроля.

 

1. Какие общие и конкретные мотивы занятий физической культуры вы можете назвать?

2. Что определяет мотивы школьника, связанные с результатом учебной деятельности?

3. Что понимается под целью?

4. Чем определяется уровень притязаний?

5. Чем определяется эмоциональная сфера младшего школьника?

6. Что характерно для эмоциональной сферы подростков?

7. Какой характер имеет волевая активность у старшеклассников?

8. Назовите методы психолого-педагогического изучения школьников.

 

 

Тема 3 Личностная готовность педагога к

профессиональной деятельности

 

План:

 

1. Педагогическая направленность учителя физической культуры

2. Структура деятельности учителя физической культуры

3. Объективные и субъективные трудности в деятельности учителя физической культуры

4. Авторитет учителя физической культуры

 

Литература:

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия, 2002. – 288 с.

2. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 352 с.

 

1 Вопрос. Педагогическая направленность – это стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Структура педагогической направленности учителя физической культуры складывается из двух основных мотивов- это любовь к детям и интереса к физической культуре.

Любовь к детям- это чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовольствия, радости от общения с детьми, от проникновения в психологию ребенка. Это также интерес к работе с детьми, желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлеченности ею.

Работа становиться смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С однй стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними является для учителя не тяжелой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью.

 

2 Вопрос В педагогической психологии определены основные компоненты педагогической деятельности. К ним относятся: конструктивный компонент – это умение учителя физической культуры проектировать, прогнозировать, конкретно планировать физическое развитие своих учеников, а также формирование их личности, и прежде всего нравственных и волевых качеств. Без перспективного планирования, без тщательного отбора учебного материала не решаются задачи обучения и воспитания школьников. Если педагог не представляет четко конечный результат, какие навыки можно будет сформировать и усовершенствовать на основе усвоенного материала значит, его работа проводиться в пустую.

Важнейшим психологическим условием эффективности конструктивной деятельности учителя физической культуры является развитое творческое воображение и аналитическое мышление, которое помогает предвидеть возможную реакцию ученика на тот или иной способ воздействия.

Следующий компонент педагогической деятельности – это умение легко свтупать в контакт с учениками, педагогами, родителями и поддерживать с ними правильные взаимоотношения, т.е. коммуникативный компонент предполагает налаживание общения в условиях педагогической деятельности. Искренность, доброжелательность, терпеливость, тактичность, непринужденность учителя физической культуры в отношениях с учениками положительно влияют прежде всего на дисциплину, на отношение к урокам и занятиям во внеурочное время, на прочность усвоения навыков.

Педагогическое общение рассматривается как разновидность творческой деятельности. Творчество в процессе общения проявляется в нескольких планах: в умении предвидеть возможные действия и поступки учащихся; в организации непосредственного воздействия на них; в управлении собственным поведением в условиях той или иной педагогической ситуации.

Учитель физической культуры должен постоянно осуществлять контроль за нравственной стороной своего поведения, приучать себя внимательно относится к поступкам учеников, спокойно и терпеливо разъяснять ошибки. Поддерживать добрые отношения с воспитанниками. Надо помнить, что спокойная, сдержанность, вежливая строгость, наиболее благоприятны в общении с подростками и юношами. В налаживании правильных деловых отношений с ними во время урока и внеклассных мероприятий важное значение имеет отзывчивость учителя, проявляющаяся в способности внимательно прислушиваться к вопросам, мнениям, замечаниям учеников, в повышенном внимании к физически слабым ребятам.

Организаторский компонент предполагает умение целеустремленно по плану организовывать учебно-воспитательный процесс, рационально распределить свое время и силы, четко подготовить и провести любое мероприятие, зарядить своей знергией других. Он проявляется также в деловитости, распорядительности, хозяйственности. Уметь организовывать в каждой ситуации, оценить обстановку, принять правильное решение и добиться его выполнения. Физическая культура и спорт предъявляет повышенные требования к этому копоненту деятельности учителя.

Он должен правильно организовывать учебную деятельность учеников на уроке, так разделить общее задание на части, а занимающихся на группы, чтобы каждый имел в течение всего урока конкретную работу, чтобы поддерживалась высокая плотность урока.

Он также должен уметь организовывать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры, ежедневные занятия в группе продленного дня).

Важное значение для физического развития школьников имеет правильная организация внеклассной работы: группы ОФП, спортивные секции и т. д.

От организаторских умений и навыков учителя зависит эффективность проведения общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, дней здоровья, соревнований по видам спорта, турпоходов, физкультурных праздников.

Организаторский компонент деятельности предъявляет высокие требования к психике педагога, его личностным качествам. Чтобы эта деятельность была эффективной, он должен обладать гибкостью и критичностью ума, быть энергичным, инициативным, требовательным, настойчивым, решительным, работоспособным и организованным.

Гностический компонент – познание и понимание основных условий, явлений, связанных с педагогической деятельностью. В этом компонент входят:

· анализ, познание собственной педагогической деятельности;

· анализ, познание особенностей физической подготовленности, личности учеников, их интересов, склонностей, убеждений, отношения к физической культуре, семейного положения, успеваемости по общеобразовательным предметам, отношение к одноклассникам, своим друзьям;

· анализ опыта учебной, воспитательной работы по другим дисциплинам и своих коллег учителей физической культуры. Все эти составляющие гностического компонента находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

 

3 Вопрос. Работа учителя физической культуры связана с рядом значительных объективных трудностей. К ним относятся большая учебная площадь в зале и спортивной площадке, разнообразие и сложность обстановки при проведении уроков легкой атлетики, лыжным сполртом, спортивными играми и т. Д.; многочисленный инвентарь и оборудование, неправильное использование которого связано с риском; высокая двигательная активность учащихся, таящая в себе возможность травматизма; работа с разными возрастными группами в один день; одновременность занятий с учащимися разного пола, имеющими разные физические возможности; требование высокой моторной плотности урока при большом количестве учеников, необходимость руководить одновременно работой нескольких групп на разных снарядах; ограниченность времени воздействия (45 мин.); значительные затраты не только умственной энергии, но и физических сил; отсутствие учебников и учебных пособий для школьников; необходимость хорошо знать теорию и иметь сформированные навыки в различных видах спорта, некоторые из которых находятся в отношениях интерференции, т. Е противоположны по своей двигательной структуре, когда формирование одних навыков затрудняет формирование других. Успешное преодоление объективных трудностей во многом определяется особенностями протекания психических процессов и проявления личностных качеств.

Хороший учитель физической культуры быстро и точно ориентируется в пространстве благодаря широкому полю зрения, большому объему внимания, хорошему его распределению и быстрому переключению. Он отличается большим объемом двигательной памяти, в которой хранятся двигательные образы самых разнообразных действий, а также»цепкой» зрительной памятью, интенсивностью и быстротой протекания мыслительных процессов, т. Е. воспринимая постоянно меняющуюся, очень динамичную обстановку урока, он должен уметь быстро и правильно ее анализировать и также быстро и правильно принимать решения).

Его характеризует высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание, настойчивость, инициативность.

Объективные трудности требуют от учителя физической культуры общирных и достаточно глубоких знаний в самых различных областях. Он должен иметь знания, умения и навыки на профессиональном уровне не только по своему предмету- теории и методике физической культуры, но и по теории и методике ряда видов спорта, для ведения внеклассной работы, а также по анатомии, физиологии, биохимии, гигиене, спортивной медицине, биомеханике, физике, общей и возрастной педагогике и психологии, и глубоко и всесторонне владеть педагогическим знаниями, умениями и навыками.

Субъективные трудности, встречающиеся в деятельности учителя физической культуры можно разделить на 2 группы:

1 группа. Трудности, связанные с индивидуальными особенностями личности, которые могут затруднять выполнение деятельности. К таким особенностям относятся например, свойства нервной системы и темперамента, черты характера.

Учитель с холестерическим темпераментом, с сильной неуравновешенной нервной системой отличается частым эмоциональным перевозбуждением, несдержанностью, импульсивностью. В таком состоянии он бывает нетерпелив и раздражителен, если при объяснении нового материала ученики плохо понимают его. Учителю необходимо научиться сдерживать свои эмоции, тщательно планировать предстоящую работу, более внимательно относиться к ученикам с низким уровнем физического развития.

Учитель с флегматичным темпераментом, с выраженной инертностью нервных процессов характеризуется общей медлительностью, не всегда вовремя замечает отдельные ошибки учеников, официален в общении с ними. Учитель обязан вырабатывать у себя, компенсируя общую замедленность протекания психических процессов, тщательность и аккуратность в работе, привычку к более частым контактам с учащимися, к дополнительному общению с ними.

Преобладание меланхолического темперамента, слабой нервной системы способствует формированию таких отрицательных черт характера, как рассеянность, пассивность, забывчивость, робость. Учитель-меланхолик должен развивать у себя такие черты характера, как внимательность, наблюдательность, деловитость, доброжелательность, которые помогут ему нейтрализовать отрицательные проявления темперамента.

2 группа. Трудности, связанные со спецификой деятельности учителя физической культуры. Они состоят в следующем. Учитель любого предмета знает, умеет лучше и больше, чем его ученики. Учитель физической культуры также знает и умеет лучше и больше, чем его учащиеся, но он не всегда может выполнить упражнения, которые с легкостью выполняют его ученики, особенно в старших классах. Возраст, состояние здоровья не всегда позволяют учителю полностью и наилучшим образом показывать технику опорного прыжка, прыжков в высоту. Лазанью по канату и многие другие упражнения. Преодоление этих субъективных трудностей зависит, во-первых от мастерства педагога (от его умения своевременно использовать различные наглядные пособия, объяснения, показ кем-либо из учеников, которые хорошо владеют данным упражнением) и во-вторых, от его авторитета среди учеников и преподавателей, который определяется высокой профессиональной компетентностью, знания и умения применять эти знания на практике, творческим отношением к урокам, умением вызывать живой интерес к каждому уроку.

 

4 Вопрос. Авторитет учителя физической культуры во многом зависит от его организаторских способностей: насколько четко он организует учебный процесс на уроке, а также общешкольные мероприятия.

Авторитет учителя создается также теми чертами его личности, в которых проявляется отношение к делу- трудолюбием и работоспособностью, а также отзывчивостью, доброжелательным, уважительным отношением к детям, независимо от возраста и в тоже время высокой требовательностью и справедливостью оценок, стремлением к взаимопониманию.

Отсюда авторитет учителя физической культуры слагается из следующих компонентов: авторитет профессионала в области физической культуры и спорта. Он зависит от знаний и умений в этой сфере и от спортивного статуса в прошлом. Хотя не все школьники особенно старших классов считают, что интерес к урокам физической культуры зависит от спортивного статуса учителя; авторитет возраста, т. е. отношение учеников как к старшему по возрасту более опытному человеку; авторитет должности: статус учителя как педагога со всеми вытекающими от сюда правами и обязанностями (директор школы); нравственный авторитет – отсутствие этого компонента может свести на нет все остальные компоненты авторитета учителя.

Молодые специалисты часто пытаются ускорить процесс формирования авторитета и встают на путь создания ложного авторитета.

Разновидности ложного авторитета:

Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем. Такие учителя забывают, что воспитание учащихся не сводится к послушанию.

Авторитет дружбы возникает, когда учитель позволяет учащимся обращаться к себе как к товарищу-однокласснику. Несмотря на такие отношения между учителем и учениками должна соблюдаться определенная дистанция. Соблюдение ее учащимися показывает их меру воспитанности.

Авторитет расстояния характеризуется возможно меньшим общением учителя с учащимися.

Цель педагогики- объединить духовной общностью учителей и учеников, создать условия для их дружбы. И занятия физической культурой создают особенно благоприятные для этого условия (успех на соревнованиях- это общий успех учеников и учителя физической культуры, походы).

Авторитет чванства основан на хвастовстве, подчеркивании своих достоинств и заслуг в прошлом.

Авторитет дружбы выражается в уступчивости учителя при выставлении положительных оценок, когда учащиеся их не заслужили, или под нажимом учеников разрешается играть в футбол или в другие игры вместо прохождения программного материала.

Авторитет резонерства состоит в том, что учитель часто поучает учащихся, даже в тех вопросах, в которых он некомпетентен.

Авторитет педантизма выражается в беспрекословном соблюдении всех правил, иногда не от сознательной дисциплинированности учителя, а от его бюрократического руководства.

Учитель должен уметь признавать свою ошибку, если он не прав, не боясь потерять свой авторитет. Этим он повысит свой авторитет в глазах учеников и они проникнутся уважением к нему.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. В чем заключается структура педагогической направленности учителя физической культуры?

2. Из каких компонентов складывается структура деятельности учителя физической культуры?

3. Для чего учителю нужен психологический анализ собственного урока?

4. Чем важны гностические и конструктивные умения учителя?

5. Из каких основных компонентов слагается авторитет учителя физической культуры у учеников?

 

Тема 4 Психологические основы обучения на уроках

физической культуры.

План:

 

1.Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

2. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры

3. Особенности мыслительной деятельности

4. Особенности проявления памяти

5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

6. Факторы, способствующие повышению активности школьников

на уроках физической культуры

 

Литература:

 

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта :учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

2. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта : Учебник для вузов / А. В. Родионов. – М., : Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.

 

1 Вопрос. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».

Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до коры больших полушарий (лобные доли). Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные - меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, - внутренним. Внешнее внимание выражается в настороженности', бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.